пятница, 5 февраля 2016 г.

Самые нестандартные способы продолжения рода у животных

БОЛЬШИЕ ЗАТЕЙНИКИ

Богомолы используют самый радикальный вариант доминирования полов. Фото: Ziva & Amir/flickr

Необычно порой животные подходят к выбору пола: у некоторых видов он зависит от температуры, кислотности воды, а иногда даже определяется паразитами. Но выбором пола странные, с точки зрения человека, феномены не заканчиваются: к вопросу размножения многие существа тоже относятся с выдумкой.

Привычная людям картина выглядит так: самка, уступающая самцу в размерах и физической силе, вынашивает потомство или откладывает и высиживает яйца. Более крупный и сильный самец оплодотворяет самку и иногда помогает с выращиванием детенышей. Но этот скучный вариант далеко не единственный.

Глубоководные удильщики

Глубоководные удильщики оригинальны во всех отношениях. Изображение с сайта psu.edu

Глубоководные удильщики живут ниже отметки в полтора километра, в условиях абсолютной темноты. При помощи характерной «удочки» на морде со светящимся утолщением на конце удильщицы приманивают добычу прямо к зубастой пасти.

Женский род в данном случае не случаен: «удочка» есть только у самок. Самцов-удильщиков долгое время найти в принципе не получалось. Потом зоологи обратили внимание на крошечных рыбок-паразитов, которые присасываются к телу самок вблизи половых путей. Эти существа с редуцированными внутренними органами и оказались самцами. 

Жизнь самца-удильщика сводится к поискам самки: он ищет ее по запаху и вспышкам «удочки». Найдя свою «половинку», рыбка прокусывает кожу самки и намертво к ней присасывается. Со временем у двух разнополых удильщиков срастаются кровеносные сосуды и самец по сути становится всего лишь отростком на теле самки. 

Необычная по человеческим меркам схема размножения на большой глубине может иметь ряд преимуществ. Если бы самцы были «нормальных» размеров и составляли половину популяции, то общая потребность всех удильщиков в пище выросла бы примерно вдвое, а паразитические карликовые самцы потребляют намного меньше ресурсов при полном сохранении репродуктивных функций. 

Австралийская сумчатая мышь

При внешней безобидности эти милые мышки устраивают настоящий геноцид самцов, причем силами самих самцов. Фото: Hazel Watson/flickr

Глубоководные удильщики не единственный вид, у которого поддержание постоянной популяции крупных самцов — непозволительная роскошь. Обитающие в Австралии сумчатые мыши примерно одинаковы по размеру, однако у них есть иной способ сокращать потребление ресурсов.

Самки сумчатых мышей размножаются раз в год, незадолго до сухого сезона. В это время каждый самец пытается совокупится с максимальным числом самок, и это увлекательное занятие отнимает у сильного пола все силы. Самцы дерутся между собой, а добравшись до самки, стараются продлить копуляцию как можно дольше (до 20 часов у некоторых видов) ради предотвращения доступа конкурентов. После серии драк и изнурительного спаривания самцы австралийской сумчатой мыши умирают, а самки, скопившие сперму самцов, наконец-то входят в фазу овуляции и зачинают потомство. Как правило, от нескольких отцов.

Когда сумчатым мышам наступает пора выкармливать приплод, в Австралии наступает зима — сухой сезон, во время которого в лесах становится мало пищи. Но поскольку все самцы к этому моменту мертвы, самкам с потомством смерть от голода не грозит.

Богомолы

Богомолы используют самый радикальный вариант доминирования полов. Фото: Ziva & Amir/flickr

У ряда насекомых, в частности у богомолов, самка попросту поедает самца непосредственно в момент копуляции. Нервная система насекомых устроена так, что отсутствие головы не мешает самцу завершить спаривание, поэтому обезглавить его могут практически сразу.

Впрочем, вопреки расхожему мифу, самец богомола зачастую благополучно переживает копуляцию. Например, самка может быть сытой, а самец — достаточно осторожным. О смысле сексуального каннибализма у богомолов биологи пока не имеют единого мнения: есть даже предположение, что в естественных условиях этот феномен встречается куда реже, чем в стенах лаборатории. По другой версии, поедание самцов может способствовать увеличению срока копуляции с повышением шансов на оплодотворение. Ну и дополнительная порция еды никому не мешает.

Утки

Самка убегает от влюбленного самца вовсе не из кокетства. Фото: Kirt Prairie/cod.edu

Жестокость по отношению к половому партнеру — расхожее явление в мире животных. У богомолов она достигает крайних форм, а, например, у уток селезни нападают (иногда группой) на самок и насилуют их. Причем термин «насилие» в данном случае не журналистская метафора, а калька с англоязычного rape, которое фигурирует в научных публикациях, то есть насильственная копуляция против желания самок.

Если самок нет, то объектом насилия может стать другой самец. Причем не обязательно живой: когда 5 июня 1995 года селезень вида Anas platyrhynchos врезался в окно Музея естественной истории в Роттердаме и погиб от удара, другой селезень приземлился рядом и насиловал труп на протяжении 75 минут; описание случая было представлено на страницах ежегодного сборника научных работ сотрудников музея и получило Шнобелевскую премию 2003 года.

Для защиты от насилия влагалище утки закручено спиралью и имеет «карманы» для улавливания нежелательной спермы. Чтобы преодолевать это препятствие, пенис селезня тоже принял штопорообразный вид. Птицы, у которых совокупление происходит мирно, всех этих анатомических особенностей лишены и в большинстве случаев даже не имеют отчетливо выраженного пениса.

Кальмары

Все эти выросты выглядят неприятными неспроста. Фото: wikimedia

У глубоководных кальмаров имеет место травматическое оплодотворение: самец помещает свои половые клетки в тело самки, пробивая ей кожу на «руках». Впрочем, иногда самцы промахиваются и попадают в свои же щупальца; оплодотворения при этом, естественно, не происходит. 

Аналогичный механизм есть и у ряда насекомых, включая клопов. При травматическом оплодотворении сперма попадает непосредственно к яичникам. Учитывая, что у самок клопов нет женских репродуктивных органов типичного для млекопитающих вида, это, пожалуй, вполне естественный способ.

Пятнистая гиена

Гиена — весьма серьезный противник, особенно когда речь заходит о продолжении рода. Фото: RayMorris1/flickr

У этих зверей царит матриархат: самки агрессивнее самцов и стоят выше их в иерархии: самая низкоранговая самка по определению выше любого альфа-самца. Более того, у самок пятнистых гиен есть псевдопенис — по сути, очень сильно увеличенный клитор, размер которого больше мужских половых органов. Гигантизм возник неспроста: внутри псевдопениса проходит влагалище, поэтому копуляция у пятнистых гиен возможна только при активном участии самок. И, конечно, через этот орган появляется на свет потомство.

Алексей Тимошенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий