понедельник, 26 августа 2013 г.

Боярышник

По сакральному календарю друидов боярышник и терновник, который часто упоминается в кельтской мифологии - одно и тоже растение. Кельты считают его сильным магическим деревом, из которого делали жезлы для магов и колдунов. Колючки растения использовались ведьмами для протыкания фигурок из воска.

Кельтский фольклор говорит нам, что женщина, которая выходит на рассвете утра Майского Дня (1 мая) и умывает лицо росой с дерева боярышника, будет невероятна красива.

Боярышник в кельтской традиции — дерево божества зимы и тьмы, в другом варианте, связанном с той же темой, боярышник является отцом Олвена, который из-за тяжёлых больших ресниц, покрывавших его плечи, был не в состоянии видеть до тех пор, пока ему (как славянскому Вию) не поднимали ресницу вилами. Кельты считали боярышник деревом принудительного целомудрия.

Боярышник - священное дерево фей, одна из частей триады древесных фей Англии: Дуб, Осина и Боярышник . По легенде, там, где эти три дерева растут вместе, можно увидеть фей. Но сидеть под ним, скажем, в канун Иванова дня или Дня всех святых - крайне опасно - духи могут забрать вас к себе или заколдовать.

В древнем Риме верили, что ветки боярышника защитят дом от злых духов. Ветки развешивали на окнах и дверях.

В Англии из боярышника сплетали шары, которые, кроме всего прочего, выполняли роль противопожарного амулета. Шары плели очень рано - утром Нового года, вешали в кухнях и оставляли там до следующего Нового года. И пока женщины плели новые шары - мужчины уносили старые шары на поле, поджигали и проностили над межами. Согласно местной традиции, шар символизировал Терновый венец и при помощи данного ритуала с поля изгонялся дьявол, предотвращалась болезнь растений, известная как головня .

Собраный в Вербное воскресенье или на Вознесение, боярышник хранили в доме как защиту от молнии. Чтобы сделать растение более эффективным, Вознесенский боярышник должен быть принесен кем-нибудь другим с чужой территории, собирать его с деревьев, растущих на своем участке, недостаточно.

В некоторых странах цветы боярышник запрещают вносить в дом, считается, что это грозит смертью или серьезным несчастьем домочадцам. Детям запрещают приносить его, пугая смертью матери. Даже будучи взрослыми такие дети избегают украшать дом цветами боярышника (цветами белого мая ), потому что страх за мать остается с ними и после взросления. Возможно, объяснение этому весьма простое - тяжелый запах и цвет цветов боярышника. В некоторых странах Боярышник считается вредным, злым деревом, не предвещающим человеку ничего хорошего. С ним связаны смерть людей и падеж скота.

Возможно, что все мистические свойства этому дереву приписывали еще и потому, что зимнецветущий сорт дерева цветет два раза в год - один раз в начале января, и второй раз весной. Боярышник в Оркопе, графство Херефордшир, как раз этого сорта, и его и поныне посещают в надежде увидеть, как в положенный час 5 января раскроются его бутоны. Первое дерево этого сорта, согласно британским легендам, появилось на свет, когда св. Иосиф Аримафейский прибыл в Британию и вонзил свой посох в землю. Посох пустил корни, принялся и стал цвести каждый год в канун Рождества. В 17 веке некий солдат уничтожил дерево - но к этому времени с него срезали и рассадили повсюду множество черенков. И эти новые деревца продолжали расцветать зимой и весной (в мае).  Носите листья боярышника с собой - к удачной рыбалке.

По некоторым данным Терновый венец Спасителя был сделан из боярышника.

Влюбленная в Амура богиня приревновала его к дивно красивой нимфе Розалии. Однажды в диком гневе схватила она несчастную, повлекла в ближайший куст терновника и, изранив страшными шипами этого колючего кустарника, лишила ее жизни. Узнав о горькой участи своей возлюбленной, Амур поспешил на место преступления и, найдя ее бездыханной, в неутешном горе залился горючими слезами. Слезы его капали, капали из глаз на терновник, как роса, и - о, чудо! - орошаемый ими куст начал покрываться дивными цветами.

Цветущий боярышник возвещает приход весны. Посвящен Гименею.

По русским преданиям, жила в деревне девушка с цветом лица, схожим с облитым зарей снегопадом, и со строгими зелеными очами, похожими на плоды созревающего боярышника; верность, чистоту и взаимность ценила она превыше всех достоинств. По утрам девушка любила собирать цветы и травы, умело составляла из них букеты, важным компонентом в которые являлись цветы, листья и ягоды боярышника Сельчане нередко встречали девушку в белолепестковом венке боярышника и радовалась тому как удачно сочетаются цветы, усеянные точками желтоватых пестиков, с веснушками ее одухотворенного лица.

На беду, подрастающей красавицей любовались не только жители деревни. Но и внук Чингисхана, будущий Бату-хан. Уже несколько дней он безуспешно пытался вступить с девушкой в разговор, но молодица отвечала отказом; три месяца назад она была помолвлена с синеглазым русичем и со дня на день ждала сватов.

Не выдержал Бату. Воровски выследил девушку и пошел по пятам. Не испугалась русиянка.

Прижалась спиной к боярышнику и выхватила из-под шушпана кинжал. А когда Бату не остановился и перед этим, ударила себя в грудь и скатилась к подножию растения. Никто не помнит ныне, как звали молодую русиянку, но знают, что в ее честь молодых девушек величали на Руси боярышнями, барышнями, а молодых женщин — боярынями.

1 комментарий: