понедельник, 31 декабря 2012 г.

Хороводные песни, игры и танцы: традиции и современность


Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа.
Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов.

По существу, славянская магия, или русское чародейство, лежит где-то посередине между европейскими традициями и шаманским колдовством. Существует даже такое явление, процветающее в Сибири, как славянский шаманизм. По своей же сути магия славян очень сильно связана с различными календарными обрядами, посвященными божествам или духам. Таких обрядов было большое количество, и подразделялись они по группам, связанные с природными циклами. Причем в этих обрядах принимали участие не только маги, но и практически все желающие. И возникающая в результате обрядов энергетика должна была защитить от бед и несчастий, и призвать в селение удачу. Часто проводились ритуальные танцы, в частности хороводы. Вообще, с точки зрения магии хоровод представляет собой интересный метод направления энергии - замкнутый круг держащихся за  руки людей создает некую силовую цепь, а мерное движение позволяет направить силы нужным образом. Помимо того, календарные обряды подкрепляются и общей песней, своего рода заговором.
* * *
Авторы:
С.С. Коренблит,

зав. отделом цифровых образовательных ресурсов Центра образовательных информационных технологий ФГАУ "ФИРО", композитор, автор проекта,

М.А. Булгакова,
педагог-психолог Службы ранней помощи ГОУ "Детский сад компенсирующего вида № 1767" г. Москвы, зам. директора по метод. работе в детском развивающем центре "ЭЛТИК" (подразделение ЗАО "ЭЛТИ-КУДИЦ"), 


А.Ю. Уваров, 

д-р пед. наук, гл. науч. сотр. Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ "ФИРО"

Хороводные песни для детей специально никто никогда не сочинял. Даже всем известная песня "В лесу родилась елочка..." (муз. Л. Бекмана, сл. Р. Кудашевой) была адаптирована под хороводную и таковой изначально не являлась. (Песня сочинена в 1905 г., первая музыкальная фраза принадлежит П.И. Чайковскому (балет "Щелкунчик").) С остальными современными «хороводными» все та же история - это просто песни, приспособленные для хороводного ритма, танца, игры, движения. А вот почему нет или почти нет (кроме небольшого количества современных и, увы, мало известных) изначально хороводных песен?

Читаем Гуманитарный словарь: "Хороводные песни по тематике распадаются на две основные группы. В первой главенствуют производственно-бытовые мотивы, поэтические реминисценции из повседневной трудовой деятельности ("Пашенка", "Просо", "Белый ленок" - эти песни прослеживают судьбу льна от сеяния до одаривания молодца холстом, "Посею конопельку", "Мы капустоньку пололи...", "А мы просо сеяли", "Научи меня, мати", "Сею, вею белый леночек", "Я полю, полю лучок, перепалываю", "Мы капустушку пололи, приговаривали" и др.). Вторая группа песен посвящена молодым людям - их надеждам на счастливый брак, возможности выбора по любви ("Вдоль да по речке, речке по Казанке...", "Во лузях, во лузях", "Я по сенюшкам хожу"); браку "со старым" противопоставляется счастливая жизнь с милым ("Во поле березонька стояла"); немалое место занимают семейные конфликты, где женщина оказывается страдающей стороной. Структура хороводных песен связана с их динамической (игровой и танцевальной) функцией и характеризуется системой повторений. Жанровый признак хороводных песен - припев, основанный на мелодии запева". 

Вот и ответы: "не предусмотрено" изначально было сочинять хороводные песни для детей, а жаль. Но ведь детям тоже хочется петь и танцевать не под "Бояре, а мы к вам пришли..." ("Кто такие бояре? Зачем это мы к вам пришли выбирать невесту? Мы ведь еще сами маленькие. И не хотим мы, в конце концов, отыскивать среди нас дурочку") или под "Посею конопельку" ("Что это значит "посею"? "А папа говорил, что конопля - это плохо!"), а под песенки про них, про их детство, про их близких. А где взять такие песни? 

А можно просто написать их. Вот и пришлось привлечь композитора к этой интересной работе. Получился цикл из 10 хороводных песен, охватывающий наиболее важные праздники и события детской жизни. Причем, удалось их сочинить с дальним прицелом: научить детей некоторым основам непреложных знаний, которые должны быть у них развиты и укреплены на всю оставшуюся жизнь. Помог нам в этом наш постоянный соавтор поэт М.Л. Грозовский: он сочинил стихи к песням "С Рождеством!" и "День рожденья", а главное - редактировал остальные тексты, за что ему особая признательность. 

Новые хороводы тут же апробировались в садах и начальной школе. Ошибиться было сложно - дети и музыкальные руководители правили песни по ходу их создания (каждая песня в черновике отправлялась на "практическое/опытное исследование"). У нас была хорошая обратная связь через преподавателей и воспитателей экспериментальных площадок. 

Ритуал, веселье, песня, игра

Вспомним, как зарождались хороводы. Хороводные песни и игры - это возникшие и выросшие вместе с нашей культурой народные педагогические практики.
Исполнение обрядовых песен хором и совместное круговое движение родственно заклинанию или заговору. Оно оказывает гипнотическое действие на включенных в это действо исполнителей. Активные участники хоровода начинают ощущать коллективную силу своей группы. Недаром наши предки верили: чтобы пролился на землю дождь или ушла болезнь, нужно было соединить чаяния многих людей. 

За тысячи лет до Новой эры ассирийцы, вавилоняне, древние греки вместе пели гимны и совершали обрядовые хороводные пляски. Обряд, слияние в песне и коллективном танце помогали им почувствовать власть над высшими силами. В традиционных российских семьях пели все, а хоровод был неотъемлемым элементом быта. 
Всем памятны русские хороводы, которыми прославился ансамбль "Березка". Грузинский хоровод "Перхули" исполнялся во время свадебных празднований. В народе сохранились и шуточный молдавский танец "Жок-де глумэ", и карпатские "Коломыйки", и латышский "Волк и коза", и литовский "Сутартине", и французские "Ронды", и многие другие. 

Хороводы превратились в игру. И сегодня можем увидеть в хороводных играх некоторые древние символы - раскрытие ворот, круговое движение солнца или сеяние урожая. Символы сохранились, но назначение их стало иным. 

Пространство хоровода и его фигуры

К трем годам ребенок уже многое умеет: правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, двигаться в соответствии с просьбой взрослого, следовать музыкальному ритму. Однако малышу предстоит пройти долгий путь, прежде чем он выделит себя из пространства и научится взаимодействовать с окружающими. Ребенок должен научиться быть "не только рядом, но и вместе", преодолевать естественный для детей-дошкольников эгоцентризм. 

Три года - это тот возраст, когда дети становятся интересны друг другу, стремятся взаимодействовать и изучать друг друга и формировать свое социальное и физическое пространство. Взрослые должны использовать этот сензитивный период для социализации и развития ребенка. Прекрасной формой такой работы является хоровод. В его процессе одновременно и формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется. 

В хороводе также очень важна роль ведущего (родителя, педагога), который является образцом для подражания. Взрослый берет на себя большую долю ответственности за создание хороводных фигур. 


Хороводные фигуры "Круг" 

Фигура, чаще всего используемая в хороводах. Обычно это простой круг (рис. 1). Часто в хороводах используют двойной круг (рис. 2), а иногда (когда участников достаточно много) дети могут построить и тройной круг (рис. 3). 

"Петля" и "Улитка"
В ходе перестроений хоровода часто используется фигура "петля". Колонна участников образует петлю вместе с кругом, перестраиваясь, например, в цепочку, двойной или тройной круг (рис. 4). Участники также могут двигаться по раскручивающейся из центра спирали. Такая фигура носит название "улитка" (рис. 5). 

Схожая со спиралью фигура называется "столбы" (рис. 6). В древности она символизировала продолжение рода. Участники составляют неподвижный квадрат. Те, кто находится в нижней левой части (в конце квадрата), по очереди (или по двое, по трое) делают шаг в сторону за пределы квадрата, обходят остальных и встают  в начале. Завершается фигура "столбы" тогда, когда все  участники обойдут круг и поменяют свое положение. 
Линейное движение в хороводе нередко выполняется змейкой с постепенно уменьшающейся амплитудой (рис. 7). Старое название этой фигуры - "вожжа". Первая пара участников образует "ворота", и каждый из последующих участников должен пройти под аркой, образованной руками первой пары. 

"Сторона на сторону". 
Фигура "сторона на сторону" изображает сватовство (рис. 8). Она используется, например, в старинной детской игре "Бояре, а мы к вам пришли...". Участники хоровода выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу. В процессе хоровода эти шеренги то расходятся, то вновь сближаются. 

В ходе этого действа часто используют различные дополнительные атрибуты: платки, цветки и т. п. Одна сторона роняет эти предметы, а другая поднимает. 
"На четыре стороны".  
В хороводах часто используют и более статичные фигуры. Такова фигура "на четыре стороны" (рис. 9). Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они "сеют просо".  Эта хороводная фигура берет свое начало от древних обрядов. Она носит символический характер и означает посев злаков. В современном хороводе в этой фигуре часто используют и другие движения, которые теснее связаны с текстом хороводной песни. 




Роль хороводов в музыкальном развитии детей


Психологи и педагоги хорошо знают, что хороводы - очень эффективное средство обучения и воспитания. Народные хороводы "Березонька", "У калинушки", "Заинька, выходи", "Как у наших у ворот", "Плетень" давно включены в программы музыкального развития детей. Однако этот набор слишком мал. 

Детям нужны современные хороводы, которые наполнены близким для них содержанием, динамичны и увлекательны. До последнего времени таких хороводов не было. 

Хороводные игры из серии ВеДеДо:
  • С Рождеством!
  • Учат дедушки и папы;
  • Весна-красна;
  • Поздравим мам и бабушек;
  • Хорошо летом!
  • Интересные вопросы;
  • В осеннем лесу;
  • Именины;
  • Новогодняя;
  • День рожденья.
Поэт Михаил Грозовский, композитор Станислав Коренблит вместе с психологами, педагогами и работниками детских садов помогли восполнить этот пробел. В результате многолетней работы появился цикл методических материалов из серии "Веселый день дошкольника" (ВеДеДо), посвященный хороводам. В него входят стихи, песни и сценарии десяти хороводных игр. 

Они созданы для детей в возрасте от 2 до 6 лет,  отвечают педагогическим требованиям и помогают приобщить детей к современной культуре: рассказать об окружающем мире, научить играть вместе, развивать чувство групповой принадлежности. 

Что главное в хороводных песнях для детей? Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, им подражать, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми. А в нашем случае - это еще и песни про них лично, т. е. чуть ли не именные: подставляй свое имя - и вот уже песня про каждого в отдельности ребенка, да еще и весело всем! Актуальность работы была ясна с самого начала, а вот ее успех? Да и как сочинить современную, в русле народного творчества, стилизованную под старину, песню, избегая лубочности, перепевов или заискивания перед взыскательными «радетелями» традиций? Для этого пришлось изучить все доступные звукозаписи хороводных песен, тексты и обширную литературу о хороводных песнях. 

Теперь о дополнительной пользе разработанных хороводных песен:
  • их основные эмоции - светлые и жизнерадостные (хотя для народных хороводов требуется дополнение: невзирая на рабочие или семейные тяготы);
  • в песнях создаются реальные образы детской жизни: жизнерадостные, веселые, информационные (в отличие от народных, где создавались не реальные, а идеальные образы, трагические и одновременно комические, к примеру: в семейных отношениях, в смысле свободы выбора и т. д.);
  • соблюдены основные моменты, характеризующие предлагаемые песни как добрые: задушевность и лирическая мягкость с применением уменьшительно-ласкательных суффиксов, что традиционно использовалось и раньше: реченька, травушка, молодушка, подруженька, батюшка, матушка, милочек;
  • все песни специально создавались как плясовые хороводные, поэтому темп и четкий ритм соответствует распространенным размерам плясовых песен, с учетом немного убыстренного сегодняшнего жизненного ритма, с соблюдением физических возможностей детей успевать и петь, и танцевать;
  • многократные повторы строчек песен позволяют легко их запомнить и дают возможность детям без большого труда повторять слова и движения под музыку;
  • эти песни дают полную свободу воспитателям и родителям применять их во всем хороводном разнообразии с использованием игр и танцев, но одновременно ограничивают возможности выйти за рамки жанра, что предусмотрено их текстом и ритмом;
  • прилагаемые оркестровки хороводных позволяют петь их самостоятельно и даже записывать свое исполнение, а не только подпевать готовому звуковому материалу. В наше время это становится неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процессов. Можно организовать даже конкурсы и фестивали, подключать родителей к созданию мультимедийного творческого продукта.

Рекомендации по освоению хороводных игр с детьми

Хороводы могут стать составной частью радостной повседневной жизни детей в детском саду и дома. 
В детском саду хороводы начинают осваивать рано. Уже в первой младшей группе, в возрасте  2 лет дети учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону. Для детей этого возраста подходит хороводная игра "Раздувайся, пузырь". 

В следующей, второй младшей группе (дети 3-4 лет) работа над хороводами продолжается. Как и в младшей группе, поют хороводную песню, прежде всего, взрослые (родители, воспитатели, музыкальный руководитель). Дети концентрируют свое внимание на выполнении движений: ходьба по кругу, в круг, движения по тексту хоровода. Постепенно они начинают подпевать. Для освоения хоровода им желательно заниматься не менее одного раза в день до тех пор, пока он не усвоен. В зависимости от способностей и желания детей работа может занять и месяц, и два. Воспитатель может организовать хороводную игру на прогулке, во время физкультурных занятий и в другое удобное время. Главное, чтобы детям это нравилось, чтобы они хотели водить хоровод, делали это не из-под палки. 

Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия. Систематические занятия хороводами приводят к тому, что в средней группе (4-5 лет) дети начинают свободно ходить хороводным шагом с пением под музыку, и делают это с большим удовольствием. В таком возрасте детям по силам выучить не только движения, но и текст. 


Слова песни лучше разучивать в первой половине дня (например, на занятиях музыкой), а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня. При разучивании хоровода с 4-5-летними детьми надо обращать внимание на соблюдение всеми ритма, синхронизации пения и движения. Будьте готовы к тому, что не у всех детей это будет получаться. Некоторые малыши будут стремиться показать свое первенство в группе, начнут торопиться с пением и движением. С такими детьми желательно предварительно провести беседу о том, как важно и интересно петь всем вместе. Возможно, потребуется разучивать с ними хоровод отдельно. 


В летнее время музыкальные занятия проводятся, как правило, на улице. Поскольку большую часть времени дети находятся на свежем воздухе, хоровод можно разучивать и в первой, и во второй половине дня. Очень результативной и интересной для детей формой разучивания хороводов является игра "Мы к вам в гости пришли". Старшие дети приходят к маленьким "в гости". Взрослые предлагают старшим детям разучить (или повторить) с малышами хороводы, которые те уже знают. 

Хороводы в старшей группе

Этапы освоения детьми нового хоровода:
  1. Знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни.
  2. Разучивание текста хороводной песни.
  3. Знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработка элементов.
  4. Репетиции и представление хоровода зрителям.

Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с ними лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить слова. 
В качестве домашнего задания можно предложить детям и родителям разучивать эти хороводы дома, чтобы вместе показать их на празднике в детском саду. 
Дети старшего дошкольного возраста поют и двигаются достаточно уверенно, поэтому круговой хоровод проводится только вокруг Новогодней елки. Остальные хороводы желательно исполнять с применением более сложных фигур. Самым трудным для детей этого возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение ( дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо исполняются. 

Наилучший результат дает проведение хороводных игр с разными группами один-два раза в неделю. Кроме этого, дети старшего дошкольного возраста могут с успехом выступать в роли арбитров на "Хороводных фестивалях". 

Опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3 лет с успехом разучивают один хоровод,  дети 3-4 лет - два хоровода, дети 4-5 лет - 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение всех 10 хороводов. Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться детям. А также они с удовольствием играют в хороводы, которые разучивали, когда были еще маленькими. Для старших детей взрослые (при желании) могут усложнить фигуры уже разученных хороводов, не меняя при этом музыку и слова. 

Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на физкультминутке. Воспитатели часто используют хоровод в качестве разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой. 

Сценарии хороводных игр: рекомендации по проведению

Стихи, песни и сценарии хороводных игр из серии ВеДеДо уже более двух лет используются в детских садах. Они нравятся и детям, и воспитателям. Примерные сценарии можно использовать целиком или модифицировать в зависимости от конкретных условий. Как показывает опыт, очень удобно опираться на тексты хороводных песен. Они подсказывают детям очередные движения и сюжетные ходы на протяжении всего хоровода. 

В декабре уместно разучить хороводы "С Рождеством!" и "Новогодняя" (приложения 1, 2), которые затем дети будут исполнять на новогоднем празднике, в святочную неделю, на групповых досугах - "Вечерках". 

Приложение 1 "С Рождеством!"
С этой песни начинается цикл хороводных песен, который развивается по своему внутреннему сюжету: от Рождества Христова до собственного дня рожденья через все праздники и времена года. Мы живем в многоконфессиональной стране, однако для России Рождество Христово - один из главных христианских праздников. 

Веселый, праздничный рождественский хоровод разворачивается под звон колокольчиков. Здесь музыка переливается, искрится, побуждает радоваться в ожидании предстоящего праздника. Темп выполняемых под музыку движений и проходы чередуются от медленного и степенного до быстрого и стремительного. 

Звучание вступительной мелодии дает время для выхода участников хоровода. Дети, слыша эту мелодию, собираются в стайку. Пока играет веселая, динамичная музыка, они находят руки друг друга, становятся в круг и начинают ритмичное движение по кругу. 
Затем движение по кругу останавливается. Одна из пар в хороводе поднимает руки в форме ворот. Пара детей, стоящая в круге напротив ворот, разрывает цепочку, а ее участники начинают движение в центр круга. Медленно и степенно участники первой пары проходят в ворота друг за другом, ведя за собой остальных. Музыка и слова запева легко руководят действиями ребят. 
Проходя ручейком под аркой из рук, дети расходятся вправо и влево двумя цепочками и снова возвращаются на свои места в кругу. 

Затем пение снова ускоряет движение хоровода - "А мы сами, а мы сами хоровод водили...". Дети весело идут по кругу, взявшись за руки. Руки раскачиваются как колокольчики. "Бим-бом, бим-бом! С Рождеством!". 

1. Как на площадь на Манежную
Выходили бабы снежные.
Там под музыку волшебную
Пели песню задушевную
И водили хороводы
На виду всего народа!

Припев:
А мы сами, а мы сами
Хоровод водили.
А мы сами, а мы сами
Снежных баб лепили!
Бим-бом! Бим-бом! Бим-бом!
С Рождеством! С Рождеством!

2. Как на площадь да на Красную
Выходили люди разные:
Кто большой, а кто-то маленький,
Кто в ботинках, кто-то в валенках,
И смеялись, и плясали
Под кремлевскими часами!

Припев:
А мы сами, а мы сами
С ними выходили.
А мы сами, а мы сами
Хоровод водили.
Бим-бом! Бим-бом! Бим-бом!
С Рождеством! С Рождеством!
Скачать ноты, аудио, аудио со словами "С Рождеством!"

Приложение 2 "Новогодняя"
Новогодних песен много, но все-таки хочется еще чего-то новенького. Так и появилась хороводная «Новогодняя». Все любимые герои - Дед Мороз, его внучка Снегурочка, веселый и смешной Снеговик, зайки, медвежата и красавица-елка - никто не забыт в этом хороводе.
"Новогодняя" хороводная хороша для финального большого общего хоровода, в котором могут собраться все участники праздничного представления. Этот хоровод проводится в форме круга. 

Слова песни сами подсказывают движения хороводного танца, руки начинают кружиться, как фонарики, а ноги то устремляются вверх в подскоках, то медленно переступают, когда танцующие изображают гостей вечера - веселых зайчат и забавных медвежат. 

1. Целый год его мы ждали –
Часа новогоднего.
Ой, верно, да, верно,
Часа новогоднего.

2. Сами вешали игрушки
Наряжали елочку.
Ой, верно, да, верно,
Наряжали елочку.

3. Заблестали, засверкали
Звездочки с гирляндами.
Ой, верно, да, верно,
Звездочки с гирляндами.

4. Снеговик привез на праздник
Нам из леса весточку.
Ой, верно, да, верно,
Нам из леса весточку.

5. Заплясали возле елки
Зайки с медвежатами.
Ой, верно, да, верно,
Зайки с медвежатами.

6. Скоро, скоро к нам приедет
Дед Мороз с подарками!
Ой, верно, да, верно,
Дед Мороз с подарками!

7. Скоро, скоро мы увидим
Милую Снегурочку!
Ой, верно, да, верно,
Милую Снегурочку!

8. Будем петь мы с ними вместе
Песню новогоднюю.
Ой, верно, да, верно,
Песню новогоднюю.


Скачать ноты, аудио, аудио со словами "Новогодняя"

Источник:  Справочник музыкального руководителя, №4 (октябрь), 2012 г.
http://www.resobr.ru/materials/48/37781/
* * *
Андрей РябушкинХоровод (1902). Государственная Третьяковская Галерея

Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа.
Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хорэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др. Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт.
Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью.

Хоровод в традициях русского севера

Хоровод на севере довольно своеобразен, он сильно отличается от традиционного для средней полосы России. Однако этот вариант танца во многих областях со временем оказался забыт. В своём самобытном виде его можно наблюдать, например, в селе Усть-Цильма Республики Коми во время народных гуляний Красных горок (восходящих, возможно, к языческому обряду поклонения Яриле). Древность происхождения и сохранность ритуала на протяжении столетий подтверждается и тем, что большинство жителей села — староверы. Первые достоверные сведения о проведении Горок относятся к середине XIX в.
Горочное «хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество. Танец восходит к 17-и фольклорным песенным сюжетам и даёт представление о мировоззрении и эстетических ценностях русского народа много веков назад. Во время танца выполняются семь символических фигур. Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих.

Первые шесть фигур Усть-Цилемского хоровода
  • Столбы — первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода.
  • Вожжа, в которую переходят столбы. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары.
  • Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.
  • Круг — колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга.
  • Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых.
  • Шестая часть горочного обрядового танца — на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».
  • В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль.

См. также

Комментариев нет:

Отправить комментарий