вторник, 6 мая 2014 г.

Украина - Россия: Игра в подкидного

События в Одессе как будто подвели черту, за которой, примирение в украинском обществе стало невозможно. Многим стало казаться, что точка не возврата пройдена, и Украина вот-вот прекратит свое существование. С одной стороны, полсотни трупов так просто со счетов не сбросишь, от них не отмахнешься как от досадного недоразумения. С другой стороны, как бы цинично это ни звучало, на будущее Украины ситуация в Одессе повлияет мало. Во всяком случае, раскол страны не ускорит, и более того, как это ни парадоксально звучит – даже послужит укреплению страны. 


Для начала, нужно признать один простой факт, который многим украинцам будет крайне неприятен – Украина утратила не только внешнеполитическую субъектность, но и внутриполитическую. Это значит, что в Украине нет сил, которые могли бы кардинально влиять на ситуацию внутри страны. Да, есть набор каких-то и.о. во власти, легитимность которой сомнительна, есть Коломойский со своими нелепыми объединительными инициативами, есть еще несколько персонажей, которые пыжатся что-то изображать. 

Но на самом деле, Украина превратилась в территорию, управляемую извне. Разумеется, не управляемую напрямую, но буквально все процессы в стране, включая экономические, а не только военные, находятся либо под прямым контролем внешних игроков, либо являются рефлексией украинской власти на их действия. На самостоятельные шаги Украина, увы, а может быть, и к счастью, уже не способна. Экономика строится по кальке МВФ, а все силовые действия, вернее бессильное бездействие строится в ответ на действия северного соседа, по указке США (уже видимо, не Европы, которая постепенно отходит в сторону). Поэтому рассматривать ситуацию в Украине отныне имеет смысл только в разрезе действий внешних игроков - внутренние игроки превратились в статистов. 

Конечно, главный для Украины внешний игрок – Россия. По сути, именно от воли Кремля сейчас зависит будущее Украины, нравится это кому-то или нет. И воля эта, в Украине, до сих пор, кажется, понимается неправильно. Да и в России многие горячие головы призывают Путина ввести в Украину войска для защиты русского населения, приписывая лично Путину качества, которых нет и в помине. 

У всех, кто интересовался международной политикой до событий в Украине, не вызывает никаких сомнений, что внешнюю политику России можно охарактеризовать словом "прагматизм". Вряд ли кто-то сможет вспомнить хотя бы одно волюнтаристское решение Кремля, принятое на протяжении последних лет пятнадцати. Да, что-то можно критиковать, но в целом за каждым шагом России на внешней арене всегда прослеживается логика. 

Причем, что интересно, действия России на международной арене часто более успешны, чем действия западных стран. Афганистан, Ливия, Сирия, полный провал так называемой "арабской весны" - это вопросы из компетенции США. Евросоюз тоже успел наделать дел, правда, больше в экономической плоскости – Греция, Кипр, Болгария, Венгрия. Эти экономические "горячие точки" даже поставили под вопрос само существование ЕС. Россия же в основном занимает взвешенную позицию. 

Отдельный вопрос – во многом спорный конфликт в Южной Осетии, но и его вряд ли можно назвать проигрышным для РФ. Военные действия длились всего пять дней с минимальными потерями для России, но при этом - с существенными выгодами на внешнеполитическом фронте: эта война подкосила недружественный России режим Саакашвили, поставила крест на НАТОвских устремлениях Грузии и продемонстрировала миру, что РФ готова применить силу для отстаивания своих интересов. И мир, что интересно, эту ситуацию воспринял совершено спокойно, несмотря на позицию дружественного Западу грузинского руководства. 

Следовать во внешней политике прагматичному курсу, не скатываясь в крайности, Кремлю помогает выстроенный Путиным режим, в котором нет места влиятельной оппозиции и политическим потрясениям. Это значит, что коридор возможностей российского лидера хоть и не безграничен, но все же куда шире, чем у его западных коллег, которые, находясь под сильным прессом общественного мнения, вынуждены принимать имиджевые решения, который в перспективе часто оказываются авантюрными. 

Второй момент, на который надо обратить внимание для понимания ситуации: Владимир Путин является президентом Российской Федерации. Казалось бы, это само собой разумеется, но в Украине, увы, многие делают из президента России то кровавого завоевателя а-ля Чингисхан, то собирателя земель русских типа Ивана Грозного. На самом же деле при всех евразийских устремлениях Путин всегда отстаивал интересы России как отдельного государства, а не как центра некоего "Русского мира" или "Евразийской империи", как бы этого ни хотелось некоторым пророссийски настроенным гражданам в Украине или русским евразийцам. Сейчас, в ситуации с Украиной, он продолжает это делать, и не более того. Автор уже писал, почему светлый миг ввода российских войск никогда не наступит – потому что Путину нужна вся Украина, и не в качестве не субъекта федерации, а независимой внешне страны, находящейся при этом в зоне влияния Кремля. И шансы получить Украину целиком в требуемой Кремлю форме все увеличиваются. 

Происходящее сейчас напоминает странную карточную игру в дурака – Россия подбрасывает украинской стороне мелкие карты – раскачивание ситуации на Юго-востоке силами спецслужб, без активного вмешательства «вежливых людей», бряцанье оружием на границах, категорическое непризнание нынешней киевской власти, поддержка пророссийских акций протеста, перевод на предоплату за газ… Все по отдельности не выглядит «крупными картами», по крайней мере, в сравнении с аннексией, или тотальным перекрытием границ, в том числе, для товаров, что за считанные недели уничтожило бы украинскую экономику. 

Украина пытается эти карты «бить», но карты Украины оказываются или фальшивыми, или меньшего старшинства. Спецподразделения и армия оказываются не в состоянии противостоять «сепаратистам», которые при поддержке местного населения за счет украинских военных пополняют свой арсенал. Угрозы обратиться в международный арбитраж так и остаются угрозами, а вот долг перед Россией за газ, который скоро достигнет трех миллиардов долларов, и требование предоплаты – реальны, и никакой арбитраж эту ситуацию не изменит. Арест пророссийских активистов как способ погасить протесты имеют подчас обратный эффект. И даже главный «козырь» Украины – санкции и вообще реакция международного сообщества на ситуацию, вроде как лежит на столе, но не бьет вообще ничего. Кошмарная ситуация в Одессе, которая вряд ли была спланирована заранее и развивалась по воле озверевшей толпы, тоже стала картой России в этой игре. Бить ее украинская власть решила жалкими потугами представить дело происками российских спецслужб, т.е. вывалив на стол карту, слишком похожую на фальшивку. 

Естественно, сбрасывать в «отбой» текущий заход Россия не желает, подбрасывая на стол все больше и больше карт. Нынешняя украинская власть в этой ситуации ведет себя как типичный лох, вошедший в азарт – совершенно не просчитывая карты на руках, сбрасывает все что можно, усложняя ситуацию. Зачем это делает Россия, и чем все это закончится? 

Точно не аннексией. Дело в том, что так или иначе за стол с украинской стороны вскоре сядут другие игроки. При этом никакого обнуления ситуации, разумеется, не будет. Карты и на столе и на руках останутся те же. И естественно, появится необходимость сносить, наконец, карты в отбой. Хотя бы потому, что от этой ситуации в конечном итоге страдают обе стороны – падение товарооборота бьет по всем, да и вообще весь этот расклад грозит принять необратимые формы раскола, а раскол Украины России не нужен, и в этом можно вполне верить Путину. 

Процесс сноса карт не будет разовым – каждая «пара» «ход Москвы – ответ Киева», лежащая на столе, будет сноситься в результате долгих мучительных переговоров, и, учитывая, что карты России накрыты сомнительными картами Украины, каждый снос будет заканчиваться существенными уступками украинской стороны. 

Для многих пророссийски настроенных граждан поведение России может выглядеть предательским – заниматься силовым троллингом и пускать ситуацию на самотек ради будущих геополитических выгод, когда счет трупов после Одессы пошел на десятки – поведение, мягко говоря, циничное. 

Но политика вообще вещь циничная, и в конце концов, по сравнению с тем, как ведут себя на геополитической арене западные страны, Россия кажется образчиком честности и порядочности.  Сейчас Россия быстро учится плохому, благо учителя у нее хорошие. И все бы ничего, если бы объектом ее геополитического взросления не была страна, в которой мы живем.  

Дмитрий Грасов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий