среда, 17 июля 2013 г.

Межняк (Lyrurus letrix X Tetrao urogallus) - тоже чуть-чуть тетерев

А. С. Мальчевский, Ю. Б. Пукинский
"ПТИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ"

Природные гибриды тетеревиных

Как известно, тетеревиные птицы представляют особый интерес в связи с их способностью образовывать межродовые гибриды. Хотя помеси тетеревиных — явление достаточно распространенное, тем не менее встречаются они в природе не часто. На Северо-Западе РСФСР, как и в других местах, наиболее обычен межняк (Lyrurus letrix X Tetrao urogallus) — потомство тетерева и глухарки. Межняков наблюдали и добывали главным образом в густонаселенных районах области, где численное соотношение полов у глухаря чаще всего бывает нарушенным по причине чрезмерного отстрела старых самцов на токах.
Добытые в Ленинградской обл. межняки, хранящиеся в коллекции Ленинградского университета и ЗИН АН СССР, несколько варьируют по окраске оперения и форме хвоста. Для всех типичен особый, не характерный ни для тетерева, ни для глухаря фиолетовый отлив пера на груди. На крыле нет белого «зеркала», либо оно едва заметно. Клюв всегда темный и мелкий, но крупнее тетеревиного. У одних птиц хвост веерообразный, как у глухаря, у других приближается по форме к тетеревиному, но «лиры» не образует. Поведение межняка в природе нам удалось наблюдать весной 1957 г. в течение нескольких дней подряд. Он регулярно вылетал на тетеревиный ток в районе пос. Кавголово и вел себя по отношению к токующим тетеревам агрессивно, издавал "скирканье", похожее на глухариное, и практически не давал косачам токовать. Годом позже в этом же районе, но на других токах мы наблюдали еще двух межняков, которые вели себя сходным образом. В другой раз, в мае 1978 г., межняк был встречен на тетеревином току в районе ст. Орехово (рис. 69). 

На территории Ленинградской обл. добывались также помеси между тетеревом и белой куропаткой (Lyrurus tetrix X Lagopus lagopus) [Бихнер, 1884]. Эти птицы по общему облику похожи на белую куропатку, хотя имеют и признаки, унаследованные от тетерева. У них более крупный, чем у белой куропатки, клюв, а пальцы ног сравнительно слабо оперены. В зимнем наряде гибрид в целом белый, но спина, плечи и надхвостье покрыты темными перьями, а на груди, шее и голове имеются участки совсем черного пера. 


Рис. 69. Межняк — помесь глухаря с тетеревом (Tetrao urogallus X Lyrurus tetrix)
на тетеревином току. Район ст. Орехово на Карельском перешейке, май 1978 г.
Фото С. Н. Кузнецова.

Помеси между тетеревом и рябчиком (Lyrurus tetrix X Tetrastes bonasia), как известно, редчайшее явление (рис.70). В мировых коллекциях хранится всего несколько экземпляров таких гибридов [Stuwe, 1971]. Из них два были добыты под С.-Петербургом в районе пос. Токсово в 1860 г. В. Е. Андреевским [Бихнер, 1884]. В настоящее время один экземпляр находится в выставочном зале Зоологического музея АН СССР, другой — в Ленинградском университете. Обе птицы — самцы, очень сходные по размерам и окраске оперения. Обе добыты из одного выводка. В целом они похожи на самца рябчика, но более крупные и имеют удлиненные шею и хвост. Крайние рулевые сильно увеличены и выгнуты наружу. Характерное для рябчика рыжее перо отсутствует и заменено черно-бурым. На груди и зобу имеется черно-белый чешуйчатый рисунок. Черный цвет на горле имеет большее, чем у рябчика, распространение и заходит на щеки и лоб. Белое полукольцо, ограничивающее черное горловое пятно, такое же, как у самца рябчика. 


Рис. 70. Чучело помеси тетерева с рябчиком (Lyrurus tetrix x Tetrastes bonasia)
— редчайшего гибрида.
Добыт в районе пос. Токсово в 1860 г. В. Е. Андреевским.

Причины возникновения межродовых гибридов тетеревиных птиц и особенности их поведения в природе достойны специального изучения. Ведущая роль, по-видимому, принадлежит тетереву, который при недостатке самцов глухаря, белой куропатки и рябчика может спариваться с самками этих видов. Этому способствуют перекрываемость стаций* обитания, общность сроков размножения и сходство в позах, принимаемых самками тетеревиных птиц перед копуляцией.
* СТАЦИЯ
(от лат. statio — место, положение), участок пространства, характеризующийся совокупностью условий (рельеф, климат, пища, убежища и т. п.), необходимых для существования данного вида животных. Характерные для вида С. мозаично распределены в пределах видового ареала, поэтому ареал никогда не бывает заселён сплошь. В более частном смысле понятие «С.» обозначает участки, в к-рых осуществляются специфич. формы деятельности данного вида (кормовые С., гнездовые С., С. ночёвок и т. п.). Отдельные С, заселяемые данным видом, могут отличаться особенностями рельефа, растительности и пр.; т. о., вид обычно обладает набором С., причём нек-рые из них имеют разл. значение в жизненном цикле животных. Так, С. «переживания» благодаря особенностям микроклимата и защитным условиям обеспечивают лучшее выживание вида в определ. сезоны (зимой, при паводках и т. п.), С. «расселения» определяют возможность размножения и занятия большей территории. Понятие С, чаще употребляемое по отношению к наземным животным, близко к более общему понятию — местообитание.
(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)   http://dic.academic.ru/
* * *
В 2000 году подстрелил такого межняка. По размеру больше тетерева, но уступает глухарю. Расцветка глухариная, а хвост - типичная лира тетерева. При разделке бросается в глаза тушка птицы. Такое ощущение,как будто узник концлагеря. Какое то измученное то ли голодом, то ли межвидовым уродством. Существо из фильма ужасов. Печень, сердце, желудок -атрофированные органы. Очень отличаются в размерах от глухариных. Т.е. намного меньше... Правда на вкус мяса и ливера это не повлияло.Был съеден тут же в лесу (предварительно приготовлен) :agree
http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?t=2981
* * *


Фото:
http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?t=2981
* * *

И глухарь, и косач 

Прочитав в «РОГ» №3, 2008 г. статью о необычном трофее – странном тетереве, я решил поделиться забавным случаем на охоте – добыл настоящего «межняка», и вот тут, на мой взгляд, не надо никаких генетических экспертиз.

Архангельская область по запасам водоплавающей, боровой дичи относится к местам, где и в наше время можно спланировать любой сложности охотничий маршрут, кроме утки и тетерева, встретиться один на один с медведем – хозяином тайги.

Одним словом, край почти не тронутых таежных красот.

Вот и мы, Жданов Сергей Леонидович, Пшеничный Анатолий Викторович и я, правда, не так часто, как хотелось бы, выезжаем туда на охоту по водоплавающей или боровой дичи.

У нас, как и у любого сложившегося коллектива, есть свои любимые обследованные места, можно сказать, свои путики, на которых есть и озера, и богатые рыбой речки, есть таежные избушки, где всегда можно остановиться на ночлег, обогреться, привести в порядок охотничью амуницию, да и просто провести ночь-другую у хорошо протопленной печки, побалагурить, что называется, на разные темы, естественно, произнеся охотничий тост за удачные трофеи, а если и не повезло с добычей, просто отдохнуть, ведь, как мы понимаем, самое главное – это общение с природой, сам процесс охоты.

И вот 22 октября наконец установилась хорошая погода: небольшой морозец, легкий снежок – и мы спланировали поездку в таежные леса Пинежья, в район речки Сотка, озеро Окуневое. Как водится, накануне собрались на планерку, разработали маршрут, составили список, что и кому брать, в общем, обычный охотничий процесс.

И вот мы на запланированном месте, таежная избушка чисто подметена, как полагается, есть запас сухих дров и кое-какая провизия.

После длительной дороги все, конечно, изрядно устали, но у каждого свои первоочередные обязанности. Сережа любит хлопотать по бытовым вопросам, наладить освещение, распределить спальные места, сам, конечно, на первом ярусе, накрыть красиво стол, ну а нам с Толей только остается не опоздать к охотничьему столу.

И вот прошла тихая таежная звездная ночь, чуть забрезжил рассвет. Сережа дает команду «подъем». Чай выпит. «Готовимся к походу», – опять командует друг. С Сережей не поспорить, может и чарки вечерней лишить. Собрав походный рюкзак, мы с Толей выдвинулись по знакомому маршруту на старые вырубленные делянки, где всегда встречаются выводки. Пройдя километра два, подняли двух глухарей на предельном расстоянии, стрелять не пришлось. Решили свернуть с просеки на знакомое место, где еще в изобилии можно увидеть ягоды брусники, клюквы, а это любимый корм для боровой дичи. Пройдя параллельными курсами метров триста, подняли стаю косачей, около 20 особей.

В этих местах птица непуганая, соответственно, все большое семейство уселось на одиноко стоящей березе, и хотя расстояние было предельным, примерно 60 метров, мы с Толей выстрелили одновременно, дуплетом. Результат – два чисто битых косача.

И каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что один из косачей помесь с глухарем – маленький черный клюв, отсутствует бородка, своеобразный окрас, короткий раздвоенный хвост.

Вернувшись в избушку, мы целый вечер «балагурили» о необычном трофее. «С полем» в этот день поздравили и Сережу, он охотник опытный, умелый, буквально в трехстах метрах от ночлега устроил засидку на песчаной возвышенности соснового бора, и удача не заставила себя долго ждать – взял старого крупного глухаря.

В подтверждение результативной охоты высылаем фото, думаем, для многих охотников такой трофей будет большой диковинкой, а может, и темой для обсуждения.

А.И. БОГДАНОВ,
охотник со стажем
Фото из архива редакции:

Опубликовано в: "Российская Охотничья Газета" №17(717) от 23.04.2008
http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?t=2981
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий