В эксклюзивном интервью Инфоцентру FINUGOR активист мещерского движения Денис Коблов – родом из Шатурского района Московской области РФ - рассказал читателям сайта Finugor.ru о том, как обычный коренной житель центральной части России, интересуясь историей родного края, открывает для себя и своих земляков общих предков – летописный народ мещера. По первому образованию инженер, Д.Коблов сейчас получает второе высшее образование – историка. Активист проявляет глубокий интерес к прошлому Северо-Восточной Руси, которая еще не так давно по историческим меркам была заселена поволжско-финскими народами. Денис намерен выучить финский язык, его интересуют и языки финно-угорских народов России.
Мещера в древности занимала немалую территорию в Волго-Окском междуречье, охватывающую и ныне как историко-географический регион части Московской, Владимирской и Рязанской областей. Первое упоминание о ней, видимо, оставил готский историк Иордан в VI веке: в списке народов, которые подчинил король готов Германарих, среди прочих Иордан написал «Imniscaris» - с учетом вероятной замены позднейшими переписчиками букв «m» и «n» правильное написание «в Мещере». В известном перечне народов («языков»), «иже дань дают Руси», который содержится в «Повести временных лет», мещера отсутствует, однако упомянуты жившие рядом меря, мурома, мордва (последнее - экзоэтноним для двух близкородственных народов миокша и эрзя). В XVI веке бежавший от царя Ивана Грозного князь Андрей Курбский сообщил, что у жителей Мещеры «мордовский» язык. Уже в советское время исследователи на основании исследования языка, антропологии и традиционной материальной культуры выяснили, что древняя мещера была близка именно к эрзе.
Историческая территория Мещеры изобилует финскими топонимами: Ока (Joki), Клязьма, Шатур, Мишерон, Нерская (Мерская), Цна, Гусь (Guus/Kuus - хвойное дерево), Пра и многие другие
По предложенной в работе «Субэтносы русских: проблемы выделения и классификации» В. С. Бузиным и С. Б. Егоровым классификации по фактору происхождения мещёра принадлежит к так называемым группам смешанного происхождения, образовавшихся в ходе колонизации славянами новых земель, при которой русские не изолировались от автохтонного населения, а вступали с ним в тесные контакты, включавшие также и межэтнические браки. Результатом таких контактов являлись взаимная передача многих черт культуры и смешение антропологических типов — происходило формирование (в процессе ассимиляции русскими местного населения или метисации с ним) особых групп с той или иной долей русского компонента при наличии русского самосознания. В Европейской части России к таким группам отнесены мещёра и сицкари (бо́льшая часть групп смешанного происхождения населяют различные районы Сибири). Таким образом, мещёрская субэтническая группа включена в число групп смешанного происхождения по главному фактору их образования — ассимиляция русскими финно-угорского племени мещера. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Здравствуйте, Денис! Вы мещеряк - что это означает для вас? Как вы мыслите эту «национальность» сегодня?
Здравствуйте! Да, я считаю себя мещеряком. Быть мещеряком в моем понимании, это в первую очередь любить и чтить свою малую родину, уважать своих предков, которые родились на этой земле и дали тебе возможность сейчас на ней расти и развиваться, чтить и любить историю своего края - заниматься краеведением.
Вы скажете, что сейчас очень трудно себя олицетворять с той самой легендарной мещерой, которая со временем влилась в единый русский народ, а по-другому наш народ просто обрусел, как и многие другие древние народы центральной и северо-восточной части России. Но никто не мешает считать себя мещеряком в полной степени: во-первых, тот, кто родился на Мещерской земле, уже может полноправно считать себя мещеряком, так как это его родная земля и, тем более, если его корни здесь очень глубоки, а во-вторых, каждый имеет право на самоопределение.
По моему мнению, мещеряк как национальность сегодня, да и в прошлом тоже, это человек, который живет среди природы, среди ее бескрайних лесов, кристальных озер, рек и болот, этого поистине красивого края и это его главное богатство.
Как вы думаете, сколько мещеряков сегодня может быть в России? Возможно ли в принципе некое «воскрешение» этой этничности, в какой форме - как настоящий народ или как некая историко-лингвистическая реконструкция?
Я думаю, что превеликое множество, поскольку народ – мещера, как и меря, мурома, весь, чудь заволочская и другие народы центральной и северо-восточной части России, войдя в союз, дали в итоге один русский народ. Каждый уже сам начинает в себе чувствовать эту этничность. Несомненно, возрождение возможно, но это, опять же, зависит от каждого отдельного человека, и никто не вправе заставить конкретного гражданина быть тем или иным по национальности, а то у нас в истории уже однажды совершили большую ошибку и продолжают совершать сейчас, «объединяя» сверху разные народы в один русский народ. Тем самым исчезли и продолжают исчезать очень большие пласты древнейших культур и история некогда великих народов и племен.
Воскрешение, я считаю, возможно через изучение истории своего края, Мещерского края. Через почитание и уважение истории своих предков, своих корней. Если говорить об историко-лингвистической реконструкции, то упор в изучении надо делать на эрзянский язык, ведь по предположению ученых лингвистов и историков, именно язык эрзя оказывал колоссальное влияние на язык мещерского народа, так же как и на язык муромы.
Но есть и еще одна версия, по которой мещеряки были не поволжскими финнами, а были близки, родственны венграм. И название племенного союза древних венгров было «мачар», которое дало и «мещер», и «мадьяр». Также считается, что субэтнос татар – мишари - были выходцами из Мещеры и поэтому они являются тюркизированным финно-угорским племенем мещера. Поэтому в изучении народа мещера еще предстоит сделать очень многое, но одно сказать можно точно, что этот народ существовал и был близок эрзе, то есть они расселялись по среднему течению Оки и были финно-уграми.
Следует ли считать современных неомещеряков и неомерян отдельными этносами или все же частью русского народа - как некие субэтносы или этнофутуристические феномены? Это коренные жители центральной части России? Как они стали в свое время русскими?
Неомещеряков и неомерян можно считать и отдельными этносами, которые родственны финно-угорским народам, но с другой стороны нельзя отделять от русского народа, так как в нашей истории мещера, меря, мурома, весь, чудь заволочская и другие народы и племена центральной и северо-восточной России дали, в итоге, единый русский народ. По каким причинам этот шаг был сделан, это еще предстоит установить ученым-историкам. Ведь именно неомеряне и неомещеряки занимаются изучением своих корней, своей родной земли, на которой они родились, а не кричат как некоторые наши соотечественники с пеной у рта на протяжении последних веков о том, что русские в своей основе только лишь славяне - это очень глупая ошибка, которая следует со времен имперских замашек наших царей, для которых идеи и мысли о единении триединого русского народа (русские, белорусы, украинцы) были тем, о чем надо заботиться больше всего на свете. А результатами всего этого в итоге оказываются большие жертвы наших соотечественников на территории Балкан и в итоге незначительные территориальные приобретения и неудобные для нас мирные договора. Поэтому очень важно заниматься поиском своих корней, без прошлого нет будущего и настоящего.
Откуда пошла идея возрождения Мещеры как историко-этнокультурного региона? Кто стоял у истоков неомещерского движения? И сколько активистов, сторонников, сочувствующих у него может быть?
Идея создания неомещерского движения мне была предложена дружественным этнокраеведческим движением «Metsa Kunnta» (Братство Леса) в лице Андрея Мерянина и от таких краеведов как Сергей Сергеевич Михайлов (издает альманах «Мещёра край» и альманах «Гуслицкие чтения») и Дмитрий Павлович Барсков (исследователь мегалитов Мещеры), которые занимаются изучением Мещерского края, а так же от историков. Как таковое неомещерское движение начинает только зарождаться и впереди предстоит еще огромная работа. Наше неомещерское движение называется «MEŠERANI MASTOR» - по-эрзянски «Мещерская земля». Активисты, сторонники и сочувствующие представлены из числа участников этнокраеведческих движений Metsa Kunnta, Твержа и Вятичский Лес. Конечно, главный упор мы делаем на молодое поколение и в первую очередь на тех, кто родом из Мещерского края. Ведь именно молодому поколению надо будет дальше продолжать ту работу, которую мы начали и переняли от краеведов и историков.
Ради чего русские могут вспомнить о своих финно-угорских корнях и назвать себя мещеряками, мерянами?.. Что это дает? Неужели какие-то преимущества?
Русские как этнос сформировались не так давно, это еще очень молодой народ. Русский народ формировался на исконных территориях проживания таких древних народов как мещера, меря, мурома, весь, чудь заволочская и другие. Исходя из этого, можно смело утверждать, что такой огромный народ как русские впитали в себя представителей этих самых народов и племен, и по сей день среди представителей русского народа есть огромное число потомков тех самых финно-угорских народов и племен.
В период Российской империи многие жители Центральной и Северо-Восточной России были крепостными и почти не передвигались из одной части государства в другую. Все это в корне изменилось в период существования Советского Союза, граждане которого в большинстве своем получили свободу и возможность перемещаться по территории огромной страны. Так, например, коренные жители западной части России стали переселяться в ее восточную часть. Очень трагическим для всех народов СССР оказался период Великой Отечественной войны, которая унесла миллионы жизней, также очень сильно на народы повлияла политика Иосифа Сталина по насильственному переселению народов из одного места в другое, заключение некоторого количества граждан в ГУЛАГе по той или иной причине. Занимаясь поиском своих корней, а тем более финно-угорских, в итоге начинаешь понимать, что русские на этой земле такое же коренное население, как и другие - ныне здравствующие финно-угорские народы, просто раньше русские носили совершенно другие названия.
Когда изучаешь финно-угорские корни, начинаешь себя как-то по-другому осознавать, начинаешь глубоко уважать культуру, язык, историю финно-угорских и балтских народов, начинаешь связывать себя с этими народами, они тебе оказываются намного ближе, чем те, кого привычно именуют «братскими славянскими народами», которые находятся за тысячи километров от тебя, а рядом, оказывается, есть гораздо более близкие народы, с которыми история всего Российского государства соединила нас в одно целое, несмотря на все ее отрицательные моменты. При изучении финно-угорских корней чувствуешь какую-то поистине магическую силу, которая тебе помогает двигаться еще дальше. В общем, от этого одни только плюсы да преимущества.
Вы уже предприняли какие-то шаги по возрождению мещерской идентичности, пробуждению интереса к мещерской тематике, сплочению активистов?
Конечно, шаги уже предприняты в этом направлении. Периодически проводятся вылазки по Мещерскому краю, особенно в те места, которые имеют финно-угорское происхождение. Так, например, состоялся поход в село Шатур в мае этого года. Была проведена встреча в центральной районной библиотеке города Шатура в апреле, где рассказывали о начале деятельности «MEŠERANI MASTOR» - на эту встречу пришли постоянные гости районной библиотеки, а также учителя и учащиеся школ города Шатура и школ района. На встрече был показан фильм Людмилы Савинкиной «Родословная земли Российской. Мещера» и прочитана лекция по истории Мещерского края и мещерского народа, ведущим заседания выступил один из краеведов Мещерской земли Сергей Михайлов.
Возрождение мещерской идентичности - той, что была во времена существования летописной мещеры - очень трудно, но этнокультурное возрождение в виде неомещерской идентичности вполне возможно, но здесь, опять же, все зависит от каждого человека в отдельности, а наша задача приложить для этого все усилия.
Что бы вы хотели сказать представителям ныне здравствующих «больших» финно-угорских народов и «малых» народов, находящихся под угрозой исчезновения?
От своего лица я бы выразил огромное уважение и благодарность представителям финно-угорских народов, которые стараются сохранить свою культуру, историю и язык, несмотря на все те проблемы, которые есть у них сейчас. Поэтому все те активисты, которые занимаются изучением своих корней, ни в коем случае не должны останавливаться, а должны двигаться еще дальше, несмотря на сложности на пути к единой для всех нас цели – это сохранение и популяризация истории своего региона, истории своей малой родины. И нашим молодым этнокраеведческим движениям нужна ваша помощь, ведь поднимая историю изучения финно-угорских корней Мещерской земли, мы начинаем понимать, кто нам действительно близок. И еще раз хочу выразить свое глубокое уважение представителям ныне здравствующих «больших» и «малых» финно-угорских народов. Будем и дальше работать сообща, во благо всех нас!
http://finugor.ru/node/41910
Комментариев нет:
Отправить комментарий