Европейское гражданское право не карало колдовство, если оно было благотворным, то есть направленным на исцеление, отведение природных стихий и т.д.
Картина Луиса Рикардо Фалеро
Многие юристы различали дар Бога - естественную магию и совершаемую при помощи Дьявола искусственную магию. Естественная магия была возможна лишь благодаря более тонкому знанию законов природы и не должна была караться. Примеры такой магии можно найти в Библии. Например, ветхозаветный пророк Товия излечил слепоту отца, воспользовавшись рыбьим пузырем. Но там, где гражданское право не находило причин для судебного преследования, церковное право демонстрировало нетерпимость и жестокость.
Картина Луиса Рикардо Фалеро
Многие юристы различали дар Бога - естественную магию и совершаемую при помощи Дьявола искусственную магию. Естественная магия была возможна лишь благодаря более тонкому знанию законов природы и не должна была караться. Примеры такой магии можно найти в Библии. Например, ветхозаветный пророк Товия излечил слепоту отца, воспользовавшись рыбьим пузырем. Но там, где гражданское право не находило причин для судебного преследования, церковное право демонстрировало нетерпимость и жестокость.
С 900 года церковное право карало тех, кто практиковал исцеляющее, "белое" колдовство. Наказанием было отлучение от церкви и последующая казнь, которая исполнялась гражданскими или военными властями. С течением времени победила точка зрения церкви. "Белые" ведьмы стали считаться гораздо более злокозненными и опасными, чем ведьмы "черные". Аргументация была простой: "черные" ведьмы изначально заключали пакт с Дьяволом, не скрывая своих намерений. А вот "белые" ведьмы якобы пытались обмануть бдительность церкви и мирян, отрекаясь от Дьявола и даже пытаясь бороться с его проявлениями.
Европейское "ведьмоводство" насчитывает много сотен лет. Известнейшие богословы средневековья Ириней, Ориген, блаженный Августин, наконец, Фома Аквинский, остающийся и по сей день авторитетом для католиков, посвятили немало страниц исследованию природы ведьмовства как такового и способов борьбы с его проявлениями.
По мнению авторитетных богословов, дьявол - вот главный источник колдовства, и в частности ведьмовства. Дьявол чрезвычайно умен, он "хорошо видит". Дьявол пользуется всей древней премудростью, крайне пестрой по своему составу. Он искусен во многих ремеслах. В эпоху правления императора Адриана дьявол построил стену между Шотландией и Англией; он соорудил множество мостов через горные реки, например мост через Рону при городе Аиньон и т.д. Однако с установлением на всей территории Европы христианства дьявол почувствовал, что его время уходит. И тогда он начал причинять людям вред, зло - где только можно и как только можно. Дьяволу сложно самому осуществлять свои замыслы. Вот он и вынужден действовать через людей - гадателей, прорицателей, знахарей, волхвов, колдунов и, разумеется, через ведьм. В итоге возникают астрология, все виды мантики, церковные ереси, случаются засухи, неурожаи, моровые поветрия, превращения людей в опасных диких животных. Такова вкратце средневековая точка зрения на колдовство.
Блаженный Августин писал, что лучший способ борьбы с Дьяволом — экзорцизм, то есть процедура изгнания «отца всех грехов» из тела человека или другого материального объекта. (Интересно, что именно Августин одним из первых рассмотрел феномен так называемого «фантастикума» — сущности, отделившейся от души человека, но, тем не менее, представляющей все человеческое существо. Тот же Августин указывал на то, что некоторым нечистым духам «благородство их натуры» не позволяет совершать некоторые из преступлений.) В эпоху раннего христианства даже существовал особый чин «гонителя», который при крещении занимался исключительно изгнанием нечистого духа.
Блаженный Августин писал, что лучший способ борьбы с Дьяволом — экзорцизм, то есть процедура изгнания «отца всех грехов» из тела человека или другого материального объекта. (Интересно, что именно Августин одним из первых рассмотрел феномен так называемого «фантастикума» — сущности, отделившейся от души человека, но, тем не менее, представляющей все человеческое существо. Тот же Августин указывал на то, что некоторым нечистым духам «благородство их натуры» не позволяет совершать некоторые из преступлений.) В эпоху раннего христианства даже существовал особый чин «гонителя», который при крещении занимался исключительно изгнанием нечистого духа.
Так, стараниями людей Дьявол постепенно становился настоящим «любимцем» и супергероем эпохи средневековья.
А куда, собственно, смотрел Бог? Учение католической церкви рассматривало почти как неоспоримый тезис о "божьем попущении": зная, в силу своего всеведения, обо всех проделках дьявола, Бог, тем не менее, оставляет окончательный выбор за человеком и до поры до времени не вмешивается в ход событий. "Бог не уничтожает действия дьявола не верующих для того, чтобы последние боролись с нечистым, были чутки, осторожны и не опускались в пучину безделья и лени", - указывает автор одного из средневековых трактатов.
В древности (в том числе в эпоху раннего христианства) тех, кто с помощью Дьявола наносил людям вред, наказывали — обратите внимание — не за грех, а за преступление, то есть за нанесение конкретного, измеряемого в материальных величинах вреда. Все изменилось в средние века, когда церковь стала наказывать «слуг дьявола» не за вред, ими причиненный, а прежде всего за отступление от веры, от той же церкви. Кроме того, церковь требовала двойного — светского и духовного — наказания для каждого, кто осмелился нарушить закон любым сверхъестественным образом.
Вера обращает Дьявола в бегство, молитвы прогоняют его, он страшится крестного знамения и мгновенно исчезает при произнесении имени Христа. Дьявол может принимать практически любой облик, но стоит ему попасть под влияние упомянутых действий, как он немедленно принимает свой собственный безобразный облик... Вероятно, именно поэтому «отцу всех грехов» пришлось действовать через человека.
Трудно перечислить все деяния, которые приписывались Дьяволу. Складывается впечатление, что распоясавшийся нечистый творил в средневековой Европе все, что ему было угодно. Он вселялся не только в неблагочестивых мирян, но и в церковников, совокуплялся с самыми красивыми женщинами, приняв облик мужчины, и с самыми крепкими мужчинами, приняв облик женщины, устраивал пожары, пугал добрых монахов видениями ада, подменял вино водой... И так далее и тому подобное. Такие безобразия не могли не вызвать ответной реакции со стороны церкви. Дьяволу была объявлена война.
Начиная приблизительно с XIII века в Европе началась настоящая вакханалия инквизиции, которая, то затухая, то вновь разгораясь, продлилась до начала XVIII века. Жертвами инквизиции стали миллионы людей, преимущественно женщин. «Процессы над ведьмами», один другого чудовищнее и безобразнее, непрестанно сменяли один другой...
Оставив в покое души невинно убиенных, зададим вопрос: «А что же ведьмы?» Тех, кто не покладая рук трудился на ниве практической магии, в Европе было немало, и умели они очень многое.
Настоящая ведьма-профессионалка должна была прежде всего заключить договор с Дьяволом. Этот договор мог быть молчаливым — ведьма внутренне принимала «дьявольскую истину» и, соответственно, отрекалась от Христа и Девы Марии. В случае заключения торжественного договора было обязательным присутствие «самого»: нередко прием в ведьмы происходил во время «черной мессы».
«Неслыханные и невиданные по своей гнусности дела», совершаемые в ходе «черной мессы», заслуживают особого внимания, тем более что вам предлагается перевод подлинного текста буллы — послания к верующим, автором которой был папа римский Григорий IX (1233 год):
«Когда в эту школу отверженных вступает новый человек, ему является видение в образе лягушки, которую иные называют жабой. Некоторые гнуснейшим образом целуют ее в зад, другие — в рот и тянут ее за язык и слюну, втягивая их в свой собственный рот. Иногда жаба бывает натуральной величины, иногда она разрастается до размеров гуся или утки, а временами она величиной с кухонную печь. Далее новичку является удивительной бледности мужчина с поразительно черными глазами, худой и истощенный, без всякого мяса, из одних лишь костей. Новичок целует его и после поцелуя теряет всякое воспоминание о католической религии; из груди новичка уже совершенно вырвана мысль о вере... Затем садятся за трапезный стол, а по окончании трапезы из стоящей возле стола статуи вылезает черный кот ростом с собаку, он пятится задом к пирующим, хвост его опущен. Кота целуют в зад все наиболее достойные. Те, кто не имеет права его целовать, получают от старейшего учителя прощение. Последний обращается с просьбой о прощении к коту, заверяя того во всеобщей готовности быть послушными. После этого гасятся огни и начинается отвратительнейшая оргия, невзирая на пол, степень родства и т. д. Удовлетворив на время свою похоть, они вновь зажигают огни. Из темного угла появляется человек, верхняя половина тела которого сияет солнечным светом, а нижняя остается темной. Старейший учитель отрывает от одежды новичка кусок ткани и передает ее сияющему со словами: «Господин, я получил это, а теперь вручаю тебе». Сияющий же отвечает старейшему учителю: «Ты хорошо служил мне, а будешь служить еще лучше и вернее. То, что я получил от тебя, передаю твоему попечению». Вернув учителю ткань, сияющий при этих словах исчезает...»
Виновники «неслыханных и невиданных по своей гнусности дел», с немалыми преувеличениями описанных в булле, понесли самое суровое наказание. Скорее всего, эти люди были сторонниками одного из оргиастических восточных культов (возможно, культа Изиды) и не имели ни малейшего отношения к христианскому Дьяволу. Впрочем, понятия «сосуществование религий» в средние века еще не было.
«Епископы и священники должны стараться всеми силами искоренить совершенно из своих приходов Дьяволом изобретенное пагубное искусство гадания и колдовства. И если кого-либо, мужчину или женщину, заподозрят в принадлежности к подобного рода преступлению, пусть епископы и священники изгонят их из своих приходов самым постыдным образом», — гласит один из авторитетных средневековых источников. Автор того же фундаментального труда продолжает развивать свою мысль:
«Не следует упускать из внимания и того, что некоторые преступные женщины, совратившиеся вслед Сатане и соблазненные внушением и нашептываниями демонов, верят и утверждают, будто они ночною порой скачут на каких-то животных с Дианой, языческой богиней, или с Иродиадой и бесчисленным множеством других женщин. Они верят, что проносятся таким образом в безмолвии глубокой ночи через невообразимые пространства, повинуясь во всем велениям богини и являясь по вызову на служение ей в известные ночи. И пусть бы они погибали в своем неверии в бога, а то они увлекают на путь погибели и других... А посему священники во вверенных им церквах со всей настоятельностью должны проповедовать народу, что все это ложь. Подобные видения вселяются в души маловерных силой не божественного, но злого духа. Именно сам Сатана, который преображается на время в ангела света, пленяет женщину, подчиняет ее себе, понуждает к отпадению от веры, затем принимает образы и подобия различных лиц и ведет с ней во время сна демонскую игру, показывая ей то веселые, то печальные виды, то знакомых, то незнакомых лиц. При этом совратившийся ум женщины полагает, что все происходит не духовно, но в телесном виде. С кем, конечно, не бывает, что в ночных грезах оа будто покидает самого себя, и кто во сне не видывал того, что не приходилось никогда видеть наяву. Но кто же может быть столь глуп и безрассуден, чтобы все подобное, что происходит с духом, относить и к телесному существованию? Пророк Иезекииль, как он сказал, видел и слышал Господа не в плоти, но в духе».
Пока ведьма совершала свой полет, в ее постели оставалось так называемое «ложное тело» — еще одно открытие средневековых теологов. Для чего ведьмам летать? Для того чтобы вовремя поспеть на шабаш — собрание ведьм целого региона.
В зависимости от количества участников шабаш мог быть малым или большим.
Большой шабаш обычно проходит на заброшенном кладбище, возле виселицы, руин монастыря или старинного замка. Туда слетаются ведьмы со всей округи. Чтобы успешно преодолеть воздушное пространство, ведьмы пользуются специально приготовленной мазью, в состав которой входит, в частности, печень младенцев, умерших некрещёными. Ведьме достаточно намазать себя этой мазью, усесться на метлу, произнести волшебные слова заклинания, чтобы тотчас помчаться по воздуху и оказаться в нужном месте. Расстояние, ночная темнота, атмосферные помехи нипочем настоящей ведьме: они отступают перед несколькими словами ведьмовского заклинания.
Прибыв в место проведения шабаша, ведьмы должны были показать «удостоверение личности» — «печать Сатаны» где-либо на теле. Такое место могло быть пигментировано или нет, но у всех «печатей Сатаны» есть общий признак — это место совершенно нечувствительно к боли. После проверки начиналось поклонение Дьяволу. Он сидел на троне, «украшенный» крыльями, как у летучей мыши, длинным хвостом и козлиными ногами.
Дьявол — мастер иллюзий, он умеет все вывернуть наизнанку. Вот и на шабаше все происходило наоборот. Низкие поклоны хозяину шабаша отвешивали, повернувшись спиной, отрекались от Христа и Богородицы, топтали крест, глумились над обрядом крещения. Потом участники танцевали, прижавшись друг к другу спинами. Действо освещали факелы, зажигаемые в большом числе. Далее начинался пир.
Чего только не было на этом пиру! В изобилии подавались насекомые, жареные летучие мыши, мышцы и внутренние органы детей, умерших некрещёными, болотные растения, напитки из ядовитых грибов... Пир завершался грязными танцами и беспорядочным совокуплением. После пира происходила собственно «черная месса». Дьявол, облаченный в черную ризу, злобно глумился над христианской церковной службой, а в качестве предмета поклонения предлагал фаллический символ — огромную красную морковь.
С появлением первых лучей света шабаш завершался. Ведьмы разлетались по домам, Дьявол также убирался восвояси. По дороге ведьмы портили посевы, травили скот, причиняли порчу людям.
Все подозрительные женщины попадали в застенки инквизиции. Деятельность ведьм не подлежала сомнению.
«И как можно сомневаться в реальности всего этого, когда в одном лишь округе инквизитора Бернарада Комо ежегодно берется в плен свыше тысячи ведьм, из коих свыше сотни сжигается? Как можно еще колебаться, когда мне лишь очень недавно рассказывал знакомый врач из Феррары, что в его поместье один крестьянин собственными глазами видел шабаш из шести тысяч женщин и мужчин, предававшихся кощунственному разврату? Еще в прошлом году Андрео Маньяни из Бергамо рассказывал, как одна молодая девушка, проживавшая вместе со своей матерью в Бергамо, ночью очутилась голой в кровати своего родственника в Венеции. Проливая горькие слезы, девушка говорила, что ночью она проснулась и увидела, как мать, сняв с себя нижнюю рубаху, мажется какой-то мазью. Потом мать села на палку и вылетела в окно. Девушка поднялась с постели, помазала тело мазью и оказалась в незнакомой комнате, где ее мать готовилась убить младенца. Испуганная девушка произнесла имя Христа и Девы Марии. Мать исчезла, а девушка оказалась в постели собственного троюродного кузена в Венеции, совершенно обнаженная. Во время инквизиционной пытки все это подтвердилось и было установлено с точностью... Я бы мог привести бесчисленное множество случаев, как демоны появлялись в образе кошек, какое множество детей было уничтожено ведьмами и сколько колдовской мази было сделано из их мертвых тел. Но разве есть нужда в приведении всех этих фактов? »
Эта цитата принадлежит перу отца Бартоломе де Спина, итальянского богослова XVI века.
«В наше время, когда вечер мира клонится к полному закату, старое зло, не прекращавшее ни на одну минуту, в силу неиссякаемого вреда своего падения, насылать на мир полную яда заразную чуму, особенно проявляет себя, так как в своем великом гневе чувствует, что в его распоряжении осталось мало времени», — так писал Яков Шпренгер, знаменитый инквизитор. Именно он в соавторстве с Генрихом Инсти-торисом написал знаменитый труд «Молот ведьм» — своего рода «уголовный кодекс», по которому несколько веков расследовали дела ведьм и выносили приговоры.
Но что же стоит за этими полными пафоса строками? Горе и смерть, безумие и экстаз. Были ли виновны ведьмы, сжигавшиеся сотнями на жарких кострах инквизиции? Попросту говоря, были ли для обвинения ведьм хоть какие-то реальные основания?
С точки зрения современной практической магии, полеты человека в реальном, «физическом».пространстве если не невозможны, то уж во всяком случае сомнительны. Что же касается любых перемещений в астрале, то на них нет абсолютно никаких ограничений: летай, сколько душе угодно, лишь бы индивидуальной энергии хватило. В принципе, свидетели на процессах инквизиции могли рассказывать о том, что они действительно видели. Но — в астрале, «параллельном пространстве». Скорее всего, свидетелями становились люди, также способные если не к путешествиям в астрале, то к пассивному наблюдению за феноменами « параллельного пространства».
А чем же занимаются современные ведьмы?
В нынешней Европе и Соединенных Штатах Америки ведьмовство весьма популярно. Скучающие домохозяйки — наиболее ретивые сторонницы «женского оккультизма». К сожалению, наука ведьмовства выродилась в воскресное развлечение.
Но при этом нельзя сказать, что современное ведьмовство — это несерьезно. В этой области есть немалые достижения. Вооруженные компьютерами и отличными средствами связи, современные ведьмы имеют куда более широкие возможности, чем их средневековые предшественницы. Открытость оккультной информации (в Интернете можно найти по крайней мере десяток сайтов, предоставляющих информацию начинающим ведьмам) при этом играет положительную роль, ведь «эффект запрета» здесь отсутствует. Многих интересует ритуальная часть ведьмовской науки, действительно очень красивая и содержательная. Проводятся и аморальные шабаши, и «черные мессы», но это — для любителей экстремального.
См. кн.: Стефан Радченко. "Современная энциклопедия серой магии". -
Донецк: ООО "ПКФ "БАО"", 2012. - 256 с.:ил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий