понедельник, 29 октября 2012 г.

Кракен.

Это случилось в XIX веке. Два судна разных госу­дарств, но под одним и тем же названием Kraken, затонули, едва успев выйти из порта. Причин для их гибе­ли не было. Корабли просто взяли и ушли на дно.


Его называли KrakeKraxeAnkertrold и даже Krabbe, но мировую известность он приобрел именно под именем Kraken. Его причисляли и к каракатицам и осьминогам, и к кальмарам. Но кто он на самом деле, ученые не знают до сих пор.
Среди юношеских произведений английского поэта XIX в. Алфреда Теннисона есть одно стихотворение, посвященное Кракену:
Спокон веков в пучине океана
Громада Кракен беспробудно спит.
Он слеп и глух, по туше великана
Лишь временами бледный луч скользит.
По легендам, спина у Кракена шириною в полторы мили, а щупальца способны охватить самый большой корабль. Кроме того, Кракен обладает привычкой затемнять морскую воду извержением некой жидкости. Подобное утверждение породило гипотезу о том, что Кракен является гигантским осьминогом.
Великий и ужасный.
Все началось с редких нападений гигантского существа на корабли викингов. Отважные мореходы с ужасом вспоминали о своих схватках с огромным монстром, захватывающим корабли длинными щупальцами. Имен­но рыбаки Северной Европы присвоили чудищу грозное имя Кракен.
Легенды хранят множество опи­саний Кракена. И все без исключения утверждают, что он не что иное, как морское чудовище, обладающее неким сверхразумом. Он лежит на дне Миро­вого океана в ожидании, когда вся суша окончательно опустится под воду. Тогда он станет главным на Земле, и никто уже не сможет помешать ему. Он один будет наслаждаться громадным про­странством водной планеты.
Несмотря на страх и опасность, всегда находилось великое множество желающих обнаружить логово Краке­на. Хорошо бы, конечно, в отсутствие хозяина. Все дело в том, что в тех же самых скандинавских легендах упоми­наются несметные сокровища, которые Кракен собирает с затопленных им ко­раблей. Предания хранят даже истории о счастливых моряках, которым уда­лось выкрасть с морского дна кое-что из богатства чудовища.
Пришло время, когда о таинствен­ном Кракене начали было забывать. Он все меньше упоминался в рассказах пу­тешественников, а потом и вовсе остал­ся только в страшных историях для детей. Его существование списали на богатое воображение мореплавателей с Севера. К XV веку Кракена окончатель­но перестали бояться даже моряки.
Второе пришествие Кракена.
Но уже к середине XVI века мир снова вспомнил о глубоковод­ном чудовище. И опять жертвой Кракена стали корабли северных стран Европы. Только в этот раз свидетелей нападений монстра было гораздо больше, а описания стали намного под­робнее. Но главное — сами свидетели относились к разряду весьма уважае­мых людей, которым привыкли дове­рять.
Сначала архиепископ из Упсалы (Швеция) Олав Магнус, известный миру как хроникер и превосходный историк, написал книгу по истории северных-на­родов. Книга увидела свет в 1555 году, и в ней довольно много вниманий уде­лялось некой «таинственной рыбе», нападающей на корабли. По описанию архиепископа, рыба своими размерами напоминала скорее небольшой остров, чем живое создание.
Далее датский натуралист епи­скоп Бергена Эрик Людвигсен Понтоппидан в 1582 году выпустил два тома книги под названием «История природы Норвегии». Там Кракен описывается как рыба-краб легкостью затаскивающая ни дно карабли: Кракен способен утянуть на дно даже самый большой военный корабль.
Но гораздо опаснее тот водоворот, который возникает вместе с резким погружением животного в воду».
Британские китобои на судне «Эрроу» в 1768 году столкнулись с не­большим островом. Остров оказался жи­вым, и английскому кораблю едва удалось избежать затопления, а его экипажу смерти. Как рассказывали мо­ряки, когда остров вне­запно зашевелился и они поняли, с кем стол­кнулись, капитан дал сигнал к атаке. Но в тот момент, когда гарпун пробил желеподобную массу, у большинства членов экипажа как по команде закружилась голова и пошла кровь из носа. В это время мор­ское создание смогло забраться своими щупальцами на борт кора­бля. Китобоям с трудом удалось вырвать гар­пун, общими усилиями скинуть монстра обрат­но в море и уйти от пре­следования.
Помимо этого, епископ называет Кракена и главным виновником географических ошибок: мол, даже самые опытные капитаны принимали огром­ное животное за остров и отмечали на карте. Естественно, впоследствии этот остров никто и никогда не видел!
На основании книги епископа все­мирно известный шведский натура­лист и естествоиспытатель, член Па­рижской академии наук Карл Линней включил Кракена в составленную им классификацию живых организмов. В книге Линнея «Система природы» (1735) этот загадочный и неуловимый обитатель моря фигурирует как голо­воногий моллюск из отряда каракатиц. Правда, из второго издания книги Лин­ней Кракена все же исключил.
Тем не менее это не помешало французскому зоологу Пьеру-Дени де Монфору упомянуть Кракена в своей книге «Естественная история моллю­сков», вышедшей в 1802 году. Де Монфор назвал чудище «колоссальной мор­ской пульпой».
Не отставали от натуралистов и писатели. Виктор Гюго в 1866 году упо­минает нечто схожее с гигантским ось­миногом в своем романе «Труженики моря». В 1870 году выходит книга Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», где также описывается гигантский спрут.
Герман Мелвилл выпускает «Моби Дика», где рассказывает о гигантском мясистом создании под 210 метров в длину и с целым клубком извивающих­ся щупалец-анаконд.
Даже Джеймсу Бонду в романе Яна Флеминга «Док­тор Но» не удалось избежать встречи с гигантским морским монстром. И на­конец, Кракен засветился в «Пиратах Карибского моря».
Атаки Кракена.
Пока писатели писали, Кракен не терял времени даром. Атаке со стороны монстра подверглись десятки судов. Так, в судовом журнале английского судна «Селестина» есть за­пись о встрече с Кракеном. Произошло это в 1810 году во время рейса Рейкья­вик — Осло. Команда корвета замети­ла в море непонятный круглый объект размером около 50 метров в диаметре.
Решив не испытывать судьбу, капитан судна приказал обойти его. Но поздно. Огромные щупальца вмиг вцепились в борта корвета, заваливая его на ле­вый бок. После продолжительного боя кораблю удалось вырваться. Изрядно поврежденный, он вернулся обратно в порт отправления.
В 1861 году французское парусное судно «Адектон» на пути с Мадейры на Тенерифе подверглось нападению по той же схеме, что и «Селестина». Ко­манда продолжала сражение, пока чу­довище не отступило. В награду экипа­жу достался кусок щупальца гиганта, длина которого составила аж 7 метров!
Лондонская «Таймс» от 4 июля 1874 года хранит упоминания о шхуне «Пирл» и ее сражении с головоногим монстром. 10 мая 1874 года «Пирлу» очень не повезло. Величина Кракена, на которого натолкнулись англичане почти сразу после выхода из порта, превышала размеры самого судна.
После непродолжительного сражения монстру удалось захватить щупальца­ми мачту, перевернуть шхуну и утянуть под воду. Спаслись лишь несколько членов экипажа, которые на неизвестно как уцелевшей шлюпке вернулись в Великобританию.
Где живет Кракен?
В наше время по-прежнему достаточно нелепых слухов, новых мифов и вполне реальных фак­тов о таинственном и могущественном Кракене.
Так, один американский криптозоолог в свое время высказал предположение что «база» морского монстра находится в районе Бермудского треугольника. Этим, по мнению ученого, и объясняются исчезновения морских судов в этой об­ласти Атлантики.
Однако на картах викингов, из­ученных современными искателями Кракена, были помечены совсем другие места обитания чудища. Если верить картам, получалось, что гигантские осьминоги встречаются преимущественно в антарктических или арктических водах.
Как ни странно, выводы современных исследователей практически полностью согласуются с наблюде­ниями древних скандинавов. Биоло­ги и зоологи сходятся во мнении, что Кракены приплывают из Арктики в Антарктику. Так, из Арктики спруты следуют Лабрадорским течением вдоль побережья Северной Америки. Раз э 30 лет воды этого течения становятся особенно холодными, и тогда появля­ются Кракены: гигантских кальмаров находят уже мертвыми в районе Ньюфаундленда.
Некоторые криптозоологи полагают, что появление Кракенов связано с таянием льдов. Гигантские спруты скованные на протяжении тысячеле­тий многометровой толщей льда, получают долгожданную свободу благодаря гло­бальному потеплению. По мнению ученых, не всем особям удается пережить заточение во льду. Именно этих мертвых гигантов и выносит течением на побережье Северной Америки и Гренландии.
Стоит отметить существование и менее попу­лярных версий. По одной из них, Кракен — обычный кальмар, подвергшийся мутации из-за плохой эко­логической обстановки или в ходе научных экспе­риментов. Уфологи же подозревают, что Кракен — инопланетянин, десятки тысячелетий назад облю­бовавший нашу планету. Его задача — охранять инопланетные подводные базы, отравляя спокойное существо­вание человечества на море.

Живого Кракена никто не видел.
Да-да, все особи, длина которых превышает 20 метров, были найдены исключительно мертвыми.
Более того, до сих пор никто так и не смог заснять гиганта в естествен­ных, условиях. Особям подобных размеров невероятным образом удается избегать даже видеосъем­ки. Научно-исследовательские суда используют современные разноглубинные и донные тралы, ведут свои поиски в различных районах Мирового океана, но без особого успеха. Зоологи склоняются к версии о том, что, как и большинство головоногих, эти кальмары и осьминоги чувствуют приближе­ние кораблей. Но при этом Кракен продолжает нападать на рыбацкие тралы, обходя стороной научно-исследовательские суда.
Как же чудовище различает корабли? Это остается загадкой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий