Алую половинку горошины, ползающую на шести черных лапках, повсюду величают ласково. У нас, ее зовут божьей коровкой или солнышком, в Западной Европе - божьей овечкой, солнечным теленочком, солнечным жучком. В США кое-кто уверен, что ежели убьешь божью коровку даже ненароком, то будет неприятность.
"Божья коровка, улети на небо" - эту незатейливую песенку дети напевают, когда алая букашка неторопливо семенит по ребячьей ладошке. Наконец, коровка дает уговорить себя - поднимает лакированные надкрылья, выпускает тонкие прозрачные крылышки и отправляется по делам.
Осенью коровки улетают совсем, но не на небо, а прячутся на опушке леса или в предгорьях под большими камнями. Бывает, что толпа коровок зимует у всех на виду - на стволе дерева или на обычном столбе. Эту компанию поливает дождь, засыпает снег. Чтобы на морозе не превратиться в льдышку, коровки еще осенью сохнут, теряют воду и заботятся об антифризе - вырабатывают глицерин и сахар. В их тельцах падает активность ферментов: зимой надо экономить на обмене веществ.
Коровки - непоседы. Иначе и не скажешь. Даже те, которых зимой держат в холодильнике и выпускают в поле, когда урожаю начинают вредить тли, часто не остаются на месте, хотя корма вдоволь, а улетают на несколько километров. Что за охота к перемене мест? Предполагают, будто самые отчаянные сорвиголовы из европейских божьих коровок могут собраться гурьбой и отправиться на зимовку аж в Африку. Не хотят ли букашки потягаться силами с властелинами неба - птицами?
Мы привыкли думать, будто божьи коровки - это только жуки, панцирь которых красный или желтый, а спина украшена семью или пятью точками. Ничего подобного - энтомологи по праву считают коровками и тех, на чьих спинах стоят запятые, тире и даже буква "М". Есть коровки, спины которых покрыты затейливым орнаментом. К тому же божьи коровки носят не только красный или желтый костюм, есть среди них и приверженцы черного платья. Однако и оно пестрит пятнами. (Кстати, 28-точечная коровка - вегетарианец и вредитель: ест картошку, клевер и свеклу.)
Лет пять назад английские энтомологи обнаружили, что яркие двухточечные божьи коровки, обитающие там, где в воздухе полно промышленной гари, темнеют. Подумали, было, что они просто перепачкались или стали перекрашивать себя под цвет копоти, дабы стать незаметнее. (Так, по крайней мере, поступают бабочки.) Но все оказалось и сложнее, и интереснее. У темных божьих коровок, вынужденных влачить дни в задымленной и загрязненной местности, немалое преимущество перед цветными собратьями. Секрет в том, что загрязненный воздух порой задерживает две трети солнечных лучей. Так вот, темные божьи коровки лучше нагреваются под скудными солнечными лучами, поэтому быстрее своих бледнолицых подруг раздобывают питание, быстрее находят супруга и лучше размножаются.
Множество насекомых не тратят время и силы на окраску одежды: предпочитают зеленеть от съеденного хлорофилла, желтеть от каротина и ксантофилла, которые осенью придают очарование листве. Для божьих коровок подобный путь практически невозможен - вегетарианцев среди них раз-два и обчелся. Поэтому солнечным телятам приходится добывать краски в поте лица. Вероятно, черные и коричневые меланины они вырабатывают как побочный продукт при обмене веществ. А яркие красные и желтые пигменты - производные мочевой кислоты - синтезируются специально. Вот и выходит, что сияющим видом коровка обязана только себе.
Зачем же такой яркий наряд? Да затем, чтобы не трогали. Говоря языком энтомологов, у коровок угрожающая или что, то же самое, предупреждающая окраска. И предупреждает она о несъедобности. С этой несъедобностью знаком каждый: если коровка бродит по руке, а ребячий палец ненароком прижмет жучка, тот по канальцам в ланках выпустит оранжевую ядовитую каплю. В ней яд кантаридин, обжигающий горло птицам, схватившим симпатичное насекомое. В другой раз они облетят коровку стороной. Так что алая горошина далеко не беззащитна.
Вот еще одно тому подтверждение. В Средней Азии обитает большущий ядовитый паук - тарантул. По ночам он вылезает из норы, чтобы раздобыть пропитание - жужелиц, сверчков... Днем тарантул закусывает букашками, которые сами пришли к нему в гости, спасаясь от нещадно палящего солнца. Но божья коровка и тарантулу не по зубам: когда она заползает в обитель паука, тот выставляет ее за дверь, подгоняя ударами передних лап. Такое невежливое обращение не огорчает коровку: лучше оказаться па улице, чем в желудке тарантула.
А может, у тарантула и коровки есть нечто общее? В самом деле, яркое и, казалось бы, веселое "солнечное" создание почти бессердечно. Увы, это так. Но чтобы разобраться, сперва надо рассказать, как дышит наша героиня. Знаете ли вы, где у нее ноздри? Как и у других насекомых, дырочки для вдоха воздуха бегут по бокам от головы до конца (если у крошечного каравая можно обнаружить конец). От любой ноздри отходит трубочка. Внутри тела она разветвляется и подает воздух прямо к месту потребления - к тому или иному органу. Не правда ли, удобно? Не только удобно, по еще и полезно: самой злющей-презлющей коровке даже в величайшем гневе не удастся задохнуться потому, что кислород сам циркулирует по ее внутренностям.
Благодаря ноздрям, разбросанным по телу, с кровеносной системы букашки снята тяжкая нагрузка по доставке кислорода к тканям. И у божьей коровки не сердце в нашем понимании, а лишь трубочка, которая, лениво сжимаясь, прокачивает кровь - гемолимфу. Этого достаточно, чтобы снабдить закоулки алого хищника растворенными в лимфе питательными веществами.
Вот и выходит, что милая букашка практически бессердечна. Впрочем, для нее бессердечие не в тягость. Напротив, ей не грозит ни инфаркт, ни гипертония.
И еще об одном, правда, не совсем доказанном свойстве насекомых: полагают, что им неведомо чувство боли. Будто у них никогда не болит голова и живот, будто им не больно расшибить ногу о камень. Если это так, то помятая божья коровка, выскользнув из клюва птицы, ошарашенной кантаридином, не будет страдать, мучиться. Ей не больно.
Наши предки, не в пример птицам, коровок не выплевывали. Наоборот, живую букашку запихивали в больной зуб или раздавленным жучком натирали десны. Запасливые лекари зимой держали божьих коровок в продырявленной коробочке с травой и землей, а гомеопаты делали вытяжку из 80 жучков в одной унции спирта. О том, хорошо ли коровки снимали зубную боль, в старинном фолианте, где я это прочитал, не написано. Нет и объяснения лечебного эффекта. Может, как-то действовал кантаридин?
В былые времена божьими коровками спасались и от кори. Из алых букашек, но чаще из более "накантаридиненных" жуков-нарывников, обитающих в степях, делали нарывный пластырь. Профессор П. И. Мариковский в книге "Тайны мира насекомых" пишет, что однажды пластырь из жуков оказал действие спустя сорок лет после изготовления. Вероятно, такой стойкостью кантаридин обязан не только прочной молекуле, но и тому, что он легко кристаллизуется и плохо растворяется в воде.
Ядовитым кантаридином божья коровка защищена отменно, и бояться ей почти некого. Под нее даже маскируются, наряжаясь в похожее платье, другие жуки и пауки: надеются, что птицы их не тронут.
Увы, нет в мире совершенства: однажды солидную группу божьих коровок извлекли из желудка кобры! Неужели голодная змея заинтересовалась жуками? Нет. Кобра съела жабу, а та, прежде чем попасть к змее в зубы, наглоталась божьих коровок.
Благодаря кантаридиновой защите численность божьих коровок в основном зависит от обилия корма - тлей. Больше тлей - больше и потребителей. В голод поголовье букашек редеет. И не странно ли, что иногда коровки капризничают, отказываются откорма, вполне сносного с нашей точки зрения?
Вот коротенькая история о чудаковатой коровке родолии, знаменитой тем, что она спасла цитрусовые плантации нашей и других стран, когда на деревья набросился страшный вредитель, случайно завезенный из Австралии,- желобчатый червец. Этот червец не боялся даже такого яда, как синильная кислота.
Удостоверившись, что химикаты скорее погубят деревья, чем уничтожат вредителей, решили прибегнуть к услугам родолии, которая в Австралии испокон веков воевала со зловредным червецом. Правда, к нам были привезены не коренные обитатели, а родолии-эмигранты, жившие в Африке. Маленькие хищницы ехали со всеми удобствами в отдельной каюте, где в кадках стояли лимонные деревья. На деревьях кишел обед - червецы. На этом пастбище и паслись коровки, а чтобы они не разбежались, деревья окутали тончайшей сетью. Коровки благополучно переехали на новое место жительства, где сперва их поселили в оранжереях. А уж потом увеличившееся стадо выпустили па Черноморском побережье Кавказа.
Личинки родолии вовсю пировали яичками и взрослыми червецами. Возле Сухуми строптивые червецы, спасаясь от коровок, поменяли адрес - перебрались с цитрусов на испанский дрок. И вот результат: червецы, живущие на дроке, чем-то не устраивают коровок, вчерашние обжоры предпочитают помирать с голоду.
А между тем у солнечных телят завидный аппетит - в день каждому нужно по полсотни тлей. Не жалуются на отсутствие аппетита и личинки божьих коровок: для их полного развития требуется около тысячи тлей. Чтобы утолить голод, личинки порой закусывают гусеницами.
Меню взрослых жучков иногда можно разнообразить. Например, в Японии, где тли причиняют немалый ущерб полям и садам, божьих коровок выращивают в лаборатории, а потом выпускают на волю. Букашек в лаборатории холят и лелеют. Даже кормят не тлями, а высококалорийными личинками пчел. Коровки не остались в долгу - начали давать в год по две тысячи потомков (обычно они откладывают по 200-400 яичек).
В нашей стране тоже подстегивали аппетит и плодовитость божьих коровок. Так, профессор В. В. Яхонтов скрестил семиточечных коровок из окрестностей Ташкента и Поволжья. После скрещивания плодовитость жучков возросла в полтора раза, а аппетит - до 47,3% по сравнению с самыми ненасытными предками. К сожалению, пока не удалось убедить божьих коровок заниматься продолжением рода круглый год.
В США поступали проще. После второй мировой войны там процветала фирма, заготавливавшая впрок божьих коровок, зимовавших где-нибудь в горах. Спящих насекомых складывали в холщовые мешки емкостью девять килограммов (около 80 000 особей) и хранили до поры до времени при 4-6° тепла. Летом фермеры, не желавшие прибегать к ядохимикатам, покупали коровок (6-8 долларов за килограмм) и с их помощью объявляли биологическую войну сельскохозяйственным вредителям. Только лишь садоводы штата Вашингтон в 1946 году бросили в бой пять тонн божьих коровок.
В жизни коровок еще много неясного. Так, непонятно, для чего они собираются на посиделки. Может, они любят побыть в обществе? Но что за удовольствие собраться тысячной толпой и сиднем сидеть, ничего не делая? Знаменитый французский энтомолог Ж. Фабр с удивлением разглядывал часовню, облепленную красными божьими коровками. Теплым июньским днем на берегу Байкала биолог О. Гусев встретил многокилометровую узкую живую ленту. По его подсчетам, па каждом километре байкальского берега сидело (именно сидело, а не копошилось) по 600 000 божьих коровок. Особенно густо букашки облепили камни возле самой воды. И что примечательно - па это странное собрание явились коровки десяти видов! Вот как очевидец доложил о событиях: "Большинство насекомых неподвижно сидели на камнях вплотную друг к другу, и было трудно понять, что им здесь нужно. Время от времени какой-нибудь жучок поднимался в воздух и улетал в лес. Иногда можно было наблюдать, как появлялись из тайги и садились на камни одиночные коровки".
Вспомните - в начале рассказа были строки про зимующую толпу божьих коровок. Эту их привычку можно объяснить с помощью замечательного и многогранного явления - эффекта группы. Вот его суть применительно к нашей ситуации. Когда жуки и другие любители зимнего сна как бы чувствуют локоть соседа, зима переносится легче: какие-то, вероятно химические сигналы убеждают спящих, что рядом друзья. Сигналы чудодейственны: в тесноте интенсивность обмена веществ падает и букашки экономит силы.
А зачем собираться гурьбой в погожие летние дин? Тайна? Да. Но мрак все же рассеивается. Недавно В. Заславский и Р. Фоменко не без удивления заметили, что толпятся не только взрослые коровки, но и личинки. Они по стволу дерева тянутся друг к другу, когда приходит время менять шкурку. Даже в пробирке одинокая личинка ползет линять в одно и то же место. Наверное, тут сохраняется пахучая следовая метка. И вот чудо - если личинка переодевается не в одиночестве, а, так сказать, на людях, скорость ее развития меняется.
Не правда ли, странно? Однако посиделки взрослых жучков, возможно, чреваты более серьезными последствиями: факты свидетельствуют, будто, мирно посидев среди сородичей, коровки откладывают другое число яичек. А из этого следует прямо-таки невероятный вывод: в медлительных тельцах красивых букашек стремительно идут процессы, регулирующие численность следующего поколения. Вот бы узнать, какие здесь отдаются команды, узнать, как коровки справляются со своим демографическим взрывом.
Хочется знать и многое другое. Например, в маленьком томике с длинным и в то же время уютным названием "Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор" напечатано ребячье гадание-примета: "Божья коровка, вёдро или ненастье?" Если коровка, вдоволь наслушавшись ребят, улетит - это якобы сулит хорошую погоду, если поползет - наступит ненастье, а когда жук не изъявит желания летать и ползать, то погода будто бы не изменится. Так ли это?
А вот еще одна странность. В 1973 году семиточечные божьи коровки, проживавшие в Воронежской области, исправно уничтожали тлей, терзавших редис и редьку. К осени коровки тлей съели, и начался голод. Тогда жучки, чтобы хоть как-то накопить запасы на зиму, набросились на наливающиеся семена редьки и редиса. Листья же, стебли и цветы их не интересовали.
Изредка божьи коровки ведут себя совсем нехорошо, прямо-таки звереют. Бывало, в погожие дни на пляже под Севастополем тучи букашек шлепались на разомлевшие людские тела и норовили побольнее укусить. Люди словно от жалящих пчел, улепетывали в воду. Такое случалось не только в Севастополе. И все-таки божьи коровки не стали "притчей во языцах" - уж больно миловиден крошечный хищник. И не только миловиден, но и полезен, незаменим. Одним словом, симпатяга.
Во всех традициях Божья коровка выступает как символ удачи и благих вестей, а также символ благодати, доброты, прощения.
Считается, что Божья коровка выступает
в роли посланника между людьми и Богом между миром живых и мертвых.
Именно поэтому у разных народов существует обычай задавать самые
сокровенные вопросы о жизни и смерти, о погоде и урожае,
о женитьбе этому насекомому.
Найти божью коровку считалось хорошей
приметой. Наверное поэтому дети во всем мире, посадив божью коровку на
палец приговаривают примерно такой стишок:
Божья коровка,
полети на небко,
там твои детки
кушают конфетки,
всем по одной,
а тебе ни одной.
полети на небко,
там твои детки
кушают конфетки,
всем по одной,
а тебе ни одной.
Божью коровку связывали
с Великой Богиней, а позже была атрибутом Богоматери. Отсюда
ее названия в европейских языках: «птица Богоматери», «божья Марьюшка»,
«жук Марии».
Многие народы связывают Божью коровку
с различными мифами. Основной мотив — тема детей бога Солнца: их семь,
как дней в неделе и сколько пятнышек на спине божьей коровки. Например, в
балтийской мифологии упоминаются семь детей главенствующего Бога,
из которых только младший, седьмой, смог выдержать испытание огнем
и водой и становится законным сыном. С ним связывается идея постоянного
возвращения, воскресения, богатства, ему соответствует седьмой день
недели, называемый днем Солнца.
Для голландцев божья коровка,
севшая на человека, считается хорошей приметой. Чехи верят, что
найденная божья коровка приносит удачу, а французы считают, что талисман
с ее изображением оградит детей от несчастья, предупредит об опасности.
Наши предки считали, что божья коровка
живет на небесах и лишь время от времени спускается с небес, для того
чтобы передать человеку волю божью. Также бытовало мнение, что Боги
питаются молочком Божьей коровки, поэтом ни в коем случае нельзя было
убивать это насекомое. Есть мнение, что божью коровку раньше называли
«божьи кровки», так как спинка этого насекомого напоминает капельку
крови.
В англо-саксонских странах с древности и
по сей день божью коровку называют Ladybird, Ladybug или Lady Beetle.
Слово «Lady» подразумевает Деву Марию, католики ассоциируют и связывают
Божью коровку.
В Болгаpии это насекомое называют
«божья кpасавица»; в Германия и Швейцарии — «свечка Божа», жук Маpии,
божья птичка или лошадка, золотой петушок, солнечная птичка, солнечный
петушок, солнечный теленок, во Фpанции — куpочка Бога, животное Бога,
цыпленок святого Михаила; в Литве — «божья Маpьюшка»; в Чехии, Словакии и
на Украине — солнышко; в Аргентине — коровка Святого Антония, а в
Таджикистане — краснобородый дедушка.
В современности Божья коровка
символизирует любовь и сексуальность. Как говорят некоторые
психологические труды, она является символом желания расстаться с
девственностью.
Талисман с изображением божьих коровок приносит удачу. И чем больше черных пятнышек на спинке, тем сильнее был талисман.
Одно пятнышко — божья коровка поможет в любом новом начинании;
два пятнышка — символ внутренней и внешней гармонии;
три — человек научится быть рассудительным и сможет принимать верные решения;
четыре — защита от грабителей и бандитов (талисман с такой божьей коровкой хорошо брать в длительные путешествия);
пять — повысит способность к созидательному труду;
шесть — поможет в обучении;
семь — божественный знак, божья коровка с семью пятнышками принесет своему обладателю удачу во всех делах и счастье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий