среда, 6 ноября 2013 г.

Пчелиная богиня

Часто Великая богиня в древности представлялась птицей. Но с Великой богиней ассоциировались не только птицы, но и летающие насекомые. Видимо, с этим представлением связаны изображения синкретических фигур, имеющих черты человека и насекомого.


Как выяснили М. Гимбутас, в неолите Юго-Восточной Европы одним из воплощений богини считалась пчела. Этим древним поверьем можно объяснить некоторые странные выражения, сохранившиеся до 19-20 вв.: украинцы называли пчелу “святой”, немцы давали названия “божья птица” и “птица Марии”. 

Кабардинцам Пятница была известна как покровительница посевов и пчеловодства. Пчела было эмблемой Афродиты, а затем – Девы Марии. У древних балтов божество пчел и меда носило имя Бубилас (одним из имен Великой богини у славян было Баба). В ряде мифологических традиций пчела служит символом неба. В поверьях жителей Европы пчела связывается с похоронами: у древних пчела ассоциировал с потусторонним миром; появление пчелиного роя считалось дурной приметой; пчеле приписывалась способность предвещания.


По еврейскому обычаю на праздник Рош-а-шана (Новый год) едят хлеб с медом; считается, что это выражает пожелание сладкого года, —  но мед в данном случае можно заменить солью.


В Ригведе мед связывается с богиней. Античные авторы сообщают об употреблении меда при поминовении умерших, о приношении меда хтоническим божествам. В России употребляли на похоронах и на родинах обрядовое кушанье – кашу с медом. В украинских свадебных песнях невеста сравнивается с медом, а в русской сказке говорится о девушке, которая обмазывает себя медом и облепляет себя перьями.


Поскольку мед считался веществом, связанным с богиней, покровительницей брака и подательницей деторождения, новобрачным рекомендовалось в течение некоторого времени после свадьбы употреблять в пищу мед (этот обычай до сих пор сохранился у некоторых народов); отсюда возникло выражение «медовй месяц». Видимо, то обстоятельство, что мед ассоциировался с богиней, от которой можно было ждать беды, породило существующее в народе предубеждение против употребления в пищу меда.


Т. Гамкрелидзе и В. Иванов, в духе позитивистского толкования происхождения культово-мифологических представлений, высказывают следующее мнение: "Постоянно обнаруживаемая связь пчелы с божеством женского пола может свидетельствовать о пчеловодстве как преимущественно женском занятии на первоначальных и последующих ранних этапах домашнего пчеловодства". У всех народов в прошлом забота об урожае была обязанностью женщин, тем не менее хлебный злак соотносится с мужскими божествами. Война всегда была мужским делом, откуда же в таком случае мифологический образ вооруженной женщины? Особенности мифологизации пчелы и меда показывают, что последние связывались не просто с "женскими божествами", а с богиней, которой приписывались определенные функции и характеристики, никак не объясняемые пчеловодством.



Пчела считалась существом, связанным с богиней, наверное, потому, что пристрастна к цветам, а последние в раннеземледельческих верованиях семантически связаны с божеством земли. В мифологизации пчелы могло сыграть роль также то обстоятельство, что соты шестиугольны, а шестичастные центрические графемы являлись символами богини. Наконец, мед мог ассоциироваться с богиней потому, что считался веществом одного рода с древесным соком, а последний, как можно полагать, представлялся молоком богини, воплощавшейся в дереве. Действительно, слова, прототипом которых является ностратическое *mayilа, означают в разных языках мед или сладкий древесный сок. В некоторых случаях к этой первооснове восходят также слова, означающие молоко. Вообще в ностратическом праязыке реконструируется в качестве обозначения молока malgi, но оно, наверное, не случайно имеет сходство с *mayilа. В некоторых дошедших до нас архаичных формулировках отражено мифологическое представление о связи молока и меда. Так, в Эдде говорится, что умершие пьют мед и молоко (ведь они находятся в царстве богини). Библейское выражение "земля, сочащаяся молоком и медом", несомненно, связано с тем, что молоко и мед считались атрибутами богини, обеспечивающей плодородие.


Как уже отмечалось, одним из насекомых, представлявших богиню, была бабочка (мотылек). Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну; римляне называли бабочку feralis “свирепая”. В Европе и даже в Бирме существовало поверье, что бабочки души умерших. Греческая Психея, имя которой Psyche значит “душа”, представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.


Одно из насекомых, связывавшихся с богиней, —  маленький жук, имеющий округлую спинку красного цвета с черными пятнышками, который у славян называется "божьей коровкой", у англичан Lady-bird (птица Богоматери), у литовцев dievo Maryte (божья Марьюшка); по поверьям, этот жучок может предвещать дождь.


Ариэль Голан. ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ (глава из книги Миф и символ)

Согласно древней египетской легенде, из слез Бога Ра, пролитых во время творения Вселенной, появились пчёлы. В дальнейшем, крылатые существа принесли Богу свои жертвы - мед и воск. Свойства воска - мягкость, податливость, - использовали для придания ему формы любого существа - растения, животного, человека. Такие фигурки в древних магических ритуалах наделялись магическими силами и способностью воздействовать через них на реальный объект. Так, уничтожение воскового образа Апопа - великого Змея Хаоса и противника Бога Ра, - помогало Солнцу в ином Мире повергнуть своего врага. Жены фараона Рамзеса Ш, желая погубить царя, изготавливали восковые фигуры по рецептам, содержащимся в древних колдовских книгах.


Индийские мифы. Шри Бхрамари - Богиня Пчел

"Во времена, когда великий Асура по имени Арунa будет причинять беды всем трём мирам, я приму форму роя черных пчел, чтобы защитить три этих мира. Тогда я убью этого великого Асура, и люди всего мира будут восхвалять меня как Бхрамари".
Деви Махатмьям.

В далёкие времена, в преисподней, в городе Даитьев, жил могущественный Даитья по имени Aруна, который был яростным противником Девас. Для того чтобы победить Девас, он пошел к берегам Ганги в Гималаях и в течение тысяч лет подвергал себя строгой аскезе; там он непрерывно исполнял священную разогревающую мантру Гаятри, чтобы получить благословение Бога Брахмы, Отца всего сущего. 

Жар его тапасьи начал сжигать весь мир, и испуганные Девас попросили защиты у Бога Брахмы. Услышав эти новости от Девас, Бог с четырьмя лицами, на своём транспортном средстве, Лебеде, вместе с Богиней Гаятри, олицетворяющей священную мантру, охотно отправился туда, где Даитья выполнял свою аскезу. Шри Брахма вывел его из медитации, сказав: "Благословляю тебя, дитя. Теперь проси любой дар, который пожелаешь". Услышав эти радующие, подобные нектару, слова из уст Бога Брахмы, Аруна, предводитель Даитьев, открыл глаза и увидел перед собой Бога, держащего в своих руках четки из бус и Камандалу, сопровождаемого Богиней Гаятри и четырьмя Ведами. Повторяя имя Вечного Брахмы, Даитья встал, поклонился Ему и исполнил для Него разные стотры. Затем смышлёный Даитьа попросил у Бога Брахмы бессмертие. Но Бог Брахма мягко объяснил ему: "O, Лучший из Данавов, даже Брахма, Вишну и Махешвара не защищены от смерти, не говоря уже об остальных. Проси о чем-нибудь более разумном и возможном". 

Тогда Аруна с преданностью сказал: 

"O, Дева, если Ты не желаешь наделить меня бессмертием, тогда сделай так, чтобы моя смерть не могла быть вызвана никакой войной, никакими руками или оружием, никаким мужчиной или женщиной, никаким двуногим или четвероногим животным, и никаким их сочетанием; и даруй мне армию достаточно большую для того, чтобы я мог победить Девас". Услышав слова Даитья, Бог Брахма произнёс: "Пусть будет так", - и немедленно возвратился к себе домой. 

Тогда, раздуваясь от гордости в связи с обладанием этим благом, Даитья Аруна обратился к другим Даитьям, которые жили в преисподней, и приказал им напасть на Девас. Девас собрались вместе, чтобы решить, как уничтожить их врага, но тем временем Аруна, в сопровождении своей армии, вторгся на Небеса и с помощью своей мощной Тапасьи, принимая различные формы, захватил права и владения Девас. Лишённые своей территории, Девас отправились на гору Кайлаш и сообщили Богу Шиве о несчастии, которое с ними приключилось. Когда Бог Брахма сказал собравшимся Девас о непобедимости, которой Он наделил Даитья, они впали в отчаяние. И тогда в Небесах ясно прозвучал бестелесный голос: "Пусть все поклонятся Королеве Вселенной. Она успешно выполнит всю вашу работу. Если король Даитьев, всегда занятый повторением Гаятри Мантры, прекратит свою декламацию, то наступит его смерть". Услышав этот радующий небесный голос, Девас вновь держали совет, и было решено, что Брихаспати пойдёт к Дайтье и заставит его перестать петь Деви Гаятри Парамешвари. "Сейчас мы все пойдем и будем медитировать на Неё. Если Она останется довольной, то поможет нам". 

Так, послав Брихаспати для выполнения этой миссии и обратившись к прекрасной защитнице Джамбу Нада, чтобы она защитила их, все Девас поклонялись Ей, начав с Деви Яджна, с большой преданностью повторяя Майя Виджа и подвергая себя аскезе. Одетый в одежду Муни, Брихаспати пришёл к Дайтье Аруне. Король Дайтьев спросил его: "O, Величайший из Муний! Откуда и зачем ты прибыл сюда? Я не являюсь вашим союзником, скорее, я ваш враг". Услышав эти слова, Брихаспати ответил: "Ты всё время поклоняешься Деви, которой также поклоняемся и мы, и после этого говоришь, что ты не на нашей стороне!" Злой Даитья, введенный в заблуждение Майей Девас, из тщеславия оставил Гаятри Maнтру, став из-за этого слабым, лишенным Святого Огня. Тогда Брихаспати, успешно выполнивший свою работу здесь, отправился на Небеса, встретил там Индру и подробно рассказал Ему все. Удовлетворённые Девас поклонились Высшему Божеству. 

Так прошло некоторое время, пока однажды перед ними не появилась Мать Мира, Благоприятная Деви. Она блистала блеском десяти миллионов солнц и была прекрасна, как десять миллионов Кандарпас (Боги любви). Её тело было раскрашено в различные цвета. Она была одета в два одеяния, а на Ее шеи была прекрасная гирлянда. Ее тело было покрыто различными украшениями, а на запястьях Её рук были великолепные ряды больших чёрных пчёл. Одна Её рука была дарующей благо, а другая была сложена в жест утешения. На шее Бхагавати, являющейся Океаном Милосердия и Мира, были разноцветные гирлянды, переплетённые черными пчелами. Эти пчёлы, непрерывно поющие Хримкара Мантру, окружали Ее. Бхагавати, благоприятная для всех, восхвалённая во всех Ведах, Которая является целым в целом и содержит в себе всё, которая хороша во всём, Мать всего, Всезнающая, Защитница всех, была полностью украшена. 

Внезапно увидев перед собой Деви, Бог Брахма и другие Девас были удивлены и вдохновлены, и с радостью начали петь гимны восхваления Бхагавати, чья красота была описана в Ведах. 

Услышав слова Девас, Мать Мира произнесла сладким голосом Кукушки: "O, Девас! Что касается предоставления благ другим, я всегда готова это делать. Я всегда довольна вами. Итак, O Девас, говорите, чего Вы хотите". 

Услышав слова Деви, Девас начали излагать причину своих печалей. Они рассказали Ей о злой природе порочного Даитья, о пренебрежении к Девас, Брахманам и Ведам и разрушениях; и лишении Вед их владений, и получения Даитьем дара от Брахмы. Тогда Шри Бхрамари Деви из своего тела выпустила неисчислимые потоки черных пчел, они присоединились к тем, что возникли из Её рук и покрыли всю землю. Небо стало пасмурным из-за роя пчел, и земля погрузилась в темноту. Небо, вершины гор, деревья, леса - все наполнилось пчелами, представляя собой ужасное зрелище. Тогда черные пчелы начали разрывать на куски грудь Даитьев, поскольку пчелы жалят тех, кто беспокоит их ульи. Бессильные Даитьи не могли ни бороться, ни говорить друг с другом, и поэтому они быстро погибли. 

После завершения своей работы, пчелы возвратились к Богине. Все те, кто стали свидетелями этого невиданного случая, объявили о нём миру. Тогда Брахма, Вишну и Махеша слились в океан радости и поклонились Деви Бхагавати различными подношениями, восклицая: "Победа Деви!" и покрывая цветами все вокруг. Муньяс начал декламировать Веды, а Гандхарвас начал петь. 

Все со сложенными ладонями пели разные гимны поклонения Деви, восклицая: "O Мать! Исани! Это твоя Победа!" Маха Деви стала радостной и дала каждому свои дары, и когда они просили "непоколебимой преданности Её лотосным стопам", Она даровала им и это. Затем Она исчезла. 

Итак, я описал Вам великолепное явление Брамари Деви. Любой, кто услышит эту замечательную историю, сразу же пересечёт океан мира. Если кто-то слушает счёт Мануса вместе со славой и восхвалением Деви, то вся благоприятность пребывает в него. Тот, кто слушает или рассказывает ежедневно это Восхваление Деви, освобождается от всех своих грехов, и растворяется в мыслях о Деви. 

- Выдержки приведены из Шримад Деви Бхагаватам, книга 10, Глава 13. Мудрецом ВедВьясой. Богиня Пчел возникает в нескольких древних культурах. В Греции Она была известна как Мелисса (медовая пчела), имя Еврейской предсказательницы Деборы (или Дев-ора) также означает "пчела". 

* * *

Таинственные сокровища богини пчёл

В ходе раскопок на острове Крит, в районе древнего города Элефтерна (Греция), археологи нашли клад — сосуд с золотом и драгоценностями. Особенно ученых удивил медальон 2,7-тысячелетней давности с изображением богини в виде пчелы, опыляющей цветы. О таинственных сокровищах Крита "Правде.Ру" рассказал кандидат исторических наук Андрей Стрелков.

При раскопках археологи натолкнулись на большую плиту массой более 300 кг. Как выяснилось, это был массивный глиняный сосуд высотой в два и диаметром в 1,2 метра, который служил куполом могилы. Проникнув вглубь, исследователи обнаружили древний склеп, возраст которого насчитывает порядка 2,7 тысяч лет.

Похороненные здесь мужчина и женщина были облачены в саван тонкой работы, судя по которому можно сделать вывод, что они имели аристократическое происхождение. Рядом с погребенными ученые нашли россыпи небольших золотых предметов и 386 бусин из янтаря, фаянса и горного хрусталя, а также старинные сосуды.

"Мы увидели (в могиле) разбросанные по всей поверхности маленькие кусочки золота, от 0,5 до 2,5 сантиметров величиной. В общей сложности мы насчитали около трех тысяч кусочков. Скорее всего, они были нашиты на саван, который закрывал тело от головы до ног", — рассказал руководитель раскопок профессор Никос Стамболидис.

По словам археологов, женщине явно аристократического происхождения было примерно 25 лет. Мужчина же более юного возраста — скорее всего, подросток, которому принадлежали обнаруженные в могиле золотая пряжка и заколка.

"Мы ждем подтверждения того, что похороненному было меньше 18 лет — это могло бы оправдать такой вид погребения. Дело в том, что тела всех взрослых мужчин-воинов в то время было принято сжигать, за исключением стариков и рабов", — пояснил археолог.

Главной загадкой древнего клада стал золотой медальон, который изображает пчелу с лицом женщины с характерной прической той эпохи, напоминающей парик. "Это уникальное изображение пчелы в виде богини, которая опыляет изображенные рядом цветы", — подчеркивает значимость находки профессор Стамболидис. Статья опубликована на сайте Canadian Press.

О тайнах истории острова Крит корреспонденту "Правды.Ру" рассказал доцент кафедры Древнего Мира (МГУ) кандидат исторических наук Андрей Стрелков:

"Крит считается самым крупным греческим островом и наиболее известным в плане исторического наследия. Именно здесь, по легенде, родились Зевс и Европа, жил и творил великий Дедал, создал свою могучую империю царь Минос.

Именно здесь выросла одна из самых значительных в истории человечества цивилизаций — Минойская, развитие которой было прервано извержением вулкана на острове Санторини (эта часть хронологии является гипотетической, т. к. прямых фактов, указывающих на это, нет). Начало минойской эпохи датируется начальным этапом бронзового века.

Следующий этап характеризует общее положение вторжения дорийцев и других племен в Среднюю Грецию на рубеже 13-12 веков до нашей эры, в 11-м же веке до нашей эры остров Крит был полностью в их владении, что характеризует начало этого периода изменения в искусстве. Формы керамических изделий претерпевают изменения, в металлургии впервые используется железо. В более поздний геометрический период в искусстве, в особенности в керамике, наблюдается новый расцвет.

Минойский Крит до сих пор остается окутан тайнами и непознанными нюансами истории, за исключением незначительных фактов. Но, несмотря на это, все новые и новые находки, полученные в результате археологических раскопок, дают нам сведения об истории этого загадочного края.

Благодаря этим находкам мы довольно хорошо информированы о достижениях минойской цивилизации, искусстве, социальной структуре Крита. К сожалению, язык, который существовал в тех краях и использовался в те времена — до сих пор неизвестен".
* * *

1 комментарий: